По словам омбудсмена, год начался с обращений о недополучении пенсий ВПЛ. Их не насчитали, потому что люди не прошли процедуру подтверждения факта, что они не получают пенсию от органов страны-агрессора России.
"Это нужно было сделать следующим образом: зайти на веб-портал ПФУ, авторизоваться в личном кабинете, использовав для этого квалифицированную электронную подпись "Дія.Підпис" ("Дія ID"), созданную в приложении "Дія". А теперь вопрос. Как много пенсионеров разбираются в смартфонах и могут сделать и поставить электронную подпись? Представили этот процесс? Я вам отвечу: очень мало! Все остальные физически пошли в отделение ПФУ", – констатировал Лубинец.
Среди тех, кому не выплатили средства, была и мать омбудсмена – переселенка из Волновахи Донецкой области. Лубинец отметил, что когда город начала расстреливать российская артиллерия, она переехала оттуда, получила справку ВПЛ и все эти годы законно получала украинскую пенсию от государства, до сих пор.
"Проблема не в людях. Проблема в том, что обязанность государства проверять информацию переложили на самих пенсионеров, даже нормально их об этом не уведомив! Как видим по факту, информационная кампания провалена полностью! Права миллионов граждан оказались под угрозой из-за бестолковой бюрократической процедуры и проваленной информационной работы", – заявил омбудсмен.
Он подчеркнул, что государство не должно перекладывать на граждан обязанность доказывать то, что может проверить самостоятельно. Хотя бы потому, что значительная часть пенсионеров не имеет смартфонов и не пользуется "Дією", поэтому для них процесс электронной верификации фактически недостижим.
"Именно поэтому я обратился к правительству с требованием не усложнять людям жизнь, а упростить процедуру: продлить сроки подтверждения, нормально проинформировать всех пенсионеров и использовать уже имеющиеся государственные реестры вместо того, чтобы гонять людей по новым кругам верификации. Для большинства этих людей пенсия – единственный источник существования. И государство обязано гарантировать это право, а не ставить его в зависимость от того, успел пенсионер разобраться в новой справке или электронной процедуре", – резюмировал Лубинец.