Россия активно оттачивает новый вид агрессии – ведение гибридной войны, манипулируя ее составляющими, аккуратно дозируя их в каждом конкретном случае и проверяя, что и где оказывается эффективным, на ходу меняя направления удара. Такое мнение высказал директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин в статье "Гибридная война: все только начинается...", опубликованной "Зеркалом недели".
"Фактически России едва ли не впервые за длительное время действительно удалось превратить ограничивающую особенность своей стратегической культуры (тактическую прозорливость при минимальном стратегическом планировании и предсказании долгосрочных последствий своих действий) в стратегическое преимущество (поскольку цель, которую сейчас преследует Россия на глобальном уровне, де-факто является "глобальной анархией", и российское руководство считает ее желаемым состоянием мирового геополитического пространства), – отметил эксперт.
Со слов Горбулина, сегодня можно четко выделить несколько ключевых компонентов, соотносящихся с мерами в рамках "гибридных войн" в нынешней российской практике.
Первая из них – традиционные военные средства, в частности использование регулярных воинских подразделений и вооружений, а также сил специальных операций. Вторая – квазимилитарная деятельность, предусматривающая создание и поддержку незаконных вооруженных формирований, поддержку и радикализацию сепаратистских движений и пр.
Третья – операции немилитарного влияния, прежде всего, через специальные информационные операции и "активные мерs", в том числе экономическое давление, операции в киберпространстве, дипломатия, манипулирование информационным пространством.
Горбулин отмечает, что в рамках этих трех групп и происходит "настройка" действий России по реализации гибридных методов атаки на конкретные страны или регионы.
"В данный момент мы наблюдаем минимум три масштабные "гибридные" операции, каждая из которых имеет много схожего, при определенной разнице во внешнем представлении: Сирия (Турция), Европейский Союз, Украина", – уточнил он.
Горбулин считает, что в целом Россия достаточно активно взялась восстанавливать дискурс "холодной войны", главным образом – через провоцирование постоянных инцидентов с участием ее воздушных сил по всему миру.
"Прежде всего посредством подводных лодок (сюда можно отнести истории с подводными лодками РФ в водах Швеции, США, Великобритании, Франции) и самолетов (только в 2015-м истребители НАТО сопровождали более 160 самолетов РФ, постоянные "случайные" залеты российской авиации на территории других стран). Периодически это будет приводить к инцидентам, похожим на сбитый Турцией СУ-24, но в целом – способствовать накоплению неопределенности и тревоги в сфере международной безопасности", – подчеркнул эксперт.
Со слов Горбулина, о том, что Россия перевела "гибридный" метод войны с пробного на сугубо повседневный (технологичный) уровень, свидетельствует то, как она прореагировала на сбитый в Турции самолет и пошла хоть и на аккуратную, но жесткую эскалацию конфронтации с турецким руководством.
"Весь комплекс мер давления (введение достаточно масштабных экономических санкций, провоцирование турецких ВС постоянными нарушениями воздушного пространства Турции, заявления о поддержке курдов) был реализован в короткие сроки, что говорит либо о его изначальной подготовленности, либо об отработанности технологии", – уточил эксперт.
По его мнению, ареной, где Россия хочет провести новую "образцово-показательную" (по крымскому примеру) операцию, похоже становится Европа.