Глава Кремля хочет не захватить Украину, а уничтожить ее, сделав значительную часть востока страны непригодной для жизни, а также подорвав промышленность, говорится в статье. Он планирует вызвать массовую эмиграцию и панику, отмечает СМИ.
Кремль действует еще более цинично и расчетливо, чем раньше. Журналисты вспомнили новую волну российских атак на энергетическую инфраструктуру Украины накануне встречи президента США Дональда Трампа и президента Украины Владимира Зеленского, когда в результате массированных ударов дронами и ракетами Киев впервые остался без света в метро, а Сумская и Черниговская области – без электроэнергии на несколько дней.
Авторы отметили, что российская воздушная кампания изменилась: вместо хаотических обстрелов Кремль теперь применяет более дешевые, быстрые и точные дроны Shahed, которые атакуют волнами – по 600–700 за ночь, – и используют искусственный интеллект, чтобы обходить украинские средства РЭБ.
Россия целенаправленно бьет по всей энергосистеме – и по производству, и по распределению электроэнергии. За три недели уничтожены несколько тепловых станций и повреждена газодобыча, что заставило Украину потратить $1,9 млрд на импорт топлива, отмечает издание.
Фокус России вне столицы – на приграничные регионы Сумской, Черниговской и Харьковской областей. Цель – разделить страну: отделить промышленный восток с высоким потреблением от энергоснабжения запада и ослабить линии передачи, чтобы парализовать поток электроэнергии с запада на восток. По информации источника, Россия хочет сначала выключить свет на восточном берегу, а не по всей стране.
Россия системно атакует примерно 90 главных украинских подстанций, обеспечивающих работу национальной электросети, последовательно обнаруживая ее уязвимые места, говорится в материале. Часть объектов должны были укрепить, но из-за нехватки ресурсов и неэффективного управления многие из них остались без должной защиты, отмечает медиа.
После кадровых изменений в 2024 году и сокращения помощи США темпы укрепления объектов замедлились, а конфликты между украинскими чиновниками еще больше ослабили систему, считает The Economist.
Несмотря на пессимистические настроения, энергетики готовятся к новым вызовам: создают подразделения по ПВО и дронам для охраны объектов и используют запасные трансформаторы, резюмирует издание.