"Пять "Искандеров-М" – это по меньшей мере 75 критических компонентов нероссийского производства. Три ракеты Х-101 – это почти 160 компонентов, которые Россия не может сама заменить. Каждый Shahed – это сотни таких компонентов, которые завозятся в Россию из других стран, и не только от китайских компаний, кстати. Еще Европа, Америка, Япония", – указал он.
Зеленский отметил важность контроля над поставками такого наполнения россиянам.
"Это не только для нас в Украине, но и в целом для глобальной безопасности важно, чтобы партнеры реально блокировали цепочки поставок в Россию критических компонентов для производства оружия. И также чтобы сами компании лучше следили, куда попадают их компоненты. Россия без таких связей с миром ничего не может: они не способны быть сильными в полной изоляции. Именно поэтому блокировка и давление действительно могут побудить агрессора к изменению политики. Но это зависит от решимости мира", – резюмировал президент.
Контекст
Несмотря на введенные международные санкции, направленные на прекращение поставок техники, материалов и комплектующих для российской военной промышленности, Россия находит способы обхода этих ограничений. По данным исследований, импорт комплектующих критического значения из западных стран и производителей из коалиционных государств в 2023 году составил примерно 90% от объема до полномасштабного вторжения.
Самым распространенным способом обхода санкций является использование третьих стран – посредников: комплектующие производятся или сертифицируются в Западной Европе, Южной Корее, Тайване и так далее, а потом через транзитные страны – Казахстан, Турцию, Китай и Объединенные Арабские Эмираты – они попадают в Россию, писало в апреле 2024 года hromadske.
В разделе "Компоненты в оружии" на портале War&Sanctions на 17 февраля уже зафиксировано 5510 иностранных деталей, обнаруженных в 189 образцах оружия, которое Россия использовала против Украины.