"По оперативным данным, 11 апреля 2025 года трое военнослужащих ВСУ выполняли служебно-боевые задачи на позиции неподалеку от поселка Раздольное Волновахского района. Во время штурмовых действий оккупанты взяли их в плен. Одного из безоружных украинских военных представители армии государства-агрессора расстреляли из автоматического оружия", – говорится в сообщении.
Начато досудебное расследование по факту совершения военного преступления, которое привело к гибели человека (ч. 2 ст. 438 Уголовного кодекса Украины), следователи устанавливают обстоятельства происшествия и российских военных, причастных к совершению преступления.
"Убийство пленных является грубым нарушением Женевских конвенций и квалифицируется как тяжкое международное преступление", – подчеркнули в Офисе генпрокурора.
Контекст
Российские оккупанты неоднократно расстреливали украинских защитников, которые сдались им в плен. По информации украинских правоохранителей, самый массовый известный случай казни зафиксирован осенью 2024 года на покровском направлении вблизи сел Николаевка и Сухой Яр Донецкой области. Тогда оккупанты расстреляли 16 военнослужащих.
6 октября в 12-й бригаде спецназначения "Азов" Нацгвардии Украины сообщили, что бойцы захватили в плен одного из россиян, расстрелявших группу украинских военных вблизи Нью-Йорка. Тот сказал, что его командиру поступила команда "в плен никого не брать", потому что с пленными "некогда возиться".
8 октября главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан заявил, что МКС может взяться за дела по казням украинских военных.
В целом с начала вторжения и до июля прошлого года, по данным Офиса генпрокурора Украины, российские оккупанты казнили по меньшей мере 110 украинских военных (с тех пор сообщали о новых случаях убийства пленных россиянами).
Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине с конца августа 2024 года по начало февраля 2025 года зафиксировала 79 казней украинских военнопленных в 24 отдельных инцидентах.
Информация о вероятных расстрелах россиянами украинских военнопленных появлялась и в апреле, в частности в отношении Запорожской области.