Российский закон о банкротстве физических лиц, вступивший в силу 1 октября, может сильнее навредить олигархам, живущим в России, чем мелким заемщикам, имеющим непогашенные кредиты. Такое мнение высказал в интервью телеканалу "Дождь" начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
"Закон о банкротстве опасен для легальных олигархов, живущих в России, – сказал Осадчий, комментируя ограничения, которые могут быть наложены на неплатежеспособного должника. – Например, запрет выезда из страны. Для олигархов стать невыездными смерти подобно. В то же время людям с небольшими долгами закон полезен. Они получат полное списание долга и станут чистыми после того, как определенный объем их имущества будет продан".
В первые дни после вступления закона в силу несколько российских банков подали заявления о банкротстве известных предпринимателей с миллионными долгами. Среди них, по информации "Дождя", бывший сенатор от Республики Алтай, отец певицы Алсу Ралиф Сафин, экс-владелец Черкизовского рынка Москвы Тельман Исмаилов, основатель группы JFC, более известный как директор Новосибирского театра оперы и балета, убравший из репертуара оперу "Тангейзер", Владимир Кехман.
Эксперт считает, что не все они расплатятся с кредиторами деньгами или имуществом. Так, тот же бывший импортер бананов Кехман признан банкротом в Лондонском суде еще в 2012 году. Но их ущемление в правах вероятно.
"Если Сбербанку России не удастся вытрясти из Кехмана 4,5 млрд рублей, которые тот должен, то кредиторы, по крайней мере, получат немалое моральное удовлетворение, если его, по закону, снимут с должности руководителя Новосибирского театра", – предположил Осадчий.
29 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника". Согласно закону, дела о банкротстве физических лиц должны рассматриваться арбитражными судами, а положения о банкротстве граждан вводились в действие с 1 октября 2015 года.