$41.60 €43.73
menu closed
menu open
weather -7 Киев
languages

Фельштинский: Если Россия будет знать, что нападение на страны Балтии приведет к началу Третьей мировой войны, она не посмеет напасть

Фельштинский: Если Россия будет знать, что нападение на страны Балтии приведет к началу Третьей мировой войны, она не посмеет напасть Фельштинский считает, что русские в странах Балтии не хотят воевать за Путина
Фото: RFE/RL

Автор книг "ФСБ взрывает Россию" и "Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина", российско-американский историк Юрий Фельштинский отреагировал на заявление Генпрокуратуры РФ о незаконности провозглашения независимости Латвии, Литвы и Эстонии и рассказал, при каких обстоятельствах в Прибалтике может начаться Третья мировая война.

Известный историк Юрий Фельштинский в интервью польскому изданию Newsweek рассказал о том, зачем на самом деле Генпрокуратуре РФ понадобилось заниматься расследованием провозглашения независимости странами Балтии, как в своей агрессии Россия будет применять "российский сценарий", и что до сих пор сдерживает российского президента от атаки на Литву, Латвию и Эстонию.

История присоединения стран Балтии к СССР – это история военного захвата советской армией независимых государств

Российская Генпрокуратура уже заявила, что юридических перспектив у этого дела нет. Оговорюсь: юридических перспектив у этого дела, действительно, нет и никогда не было. У “этого дела” были исключительно военные перспективы, и история присоединения стран Балтии к СССР – это история военного захвата советской армией независимых прибалтийских государств. Краткий экскурс в историю: в августе 1939 года в рамках подготовки Гитлером вторжения в Польшу был подписан пакт Молотова – Риббентропа с несколькими секретными протоколами.

По существу это были соглашения о разделе Европы между Гитлером и Сталиным, Германией и СССР. В 1940 году, уже после начала Второй мировой войны, Красная армия вошла в страны Балтии, оккупировала все три балтийские республики и создала там марионеточные коммунистические правительства с марионеточными Верховными Советами Латвии, Литвы и Эстонии. Последние “обратились с просьбой о вхождении” в состав СССР к Верховному Совету СССР, и эта “просьба” была немедленно “рассмотрена” и “удовлетворена” Верховным Советом СССР. Так страны Балтии потеряли свою независимость.

Сразу же после германского вторжения в СССР, 22–23 июня 1941 года, Латвия, Литва и Эстония подняли восстание против советской власти и советских войск, находившихся в их странах, и провозгласили независимость. Однако в ходе Второй мировой войны, в результате военных побед советской армии, эта независимость прибалтами была вновь утеряна до 1990–1991 года, когда в результате распада СССР Латвия, Литва и Эстония стали опять независимыми.

Здесь важно отметить, что все три балтийские республики поставили вопрос о выходе из СССР до распада Советского Союза. 11 марта 1990 года независимость провозгласил Верховный Совет Литовской ССР, 30 марта – Верховный Совет Эстонской ССР. 3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР объявил эти акты Верховных Советов Литвы и Эстонии незаконными. Но 4 мая 1990 года независимость Латвии провозгласил Верховный Совет Латышской ССР. И с этого времени де-факто республики Балтии были суверенными.

Само предположение, что право государства на независимость должно доказываться или опровергаться документами, вряд ли справедливо

Обсуждать правомерность этих актов республиканских Верховных Советов можно лишь в связи с правомерностью соответствующих актов марионеточных Верховных Советов балтийских республик в 1940 году. И если решения Верховных Советов 1990 года неправомерны и незаконны, то уж тем более неправомерны и незаконны решения тех же республиканских органов 1940 года, на основании которых Латвия, Литва и Эстония вошли в состав СССР.

Двух мнений здесь быть не может. И любой человек, подвергающий сомнению право балтийских государств на независимость, является либо пропагандистом Кремля, либо агентом Путина (платным или добровольным – не столь уж важно).

Само предположение, что право государства на независимость должно доказываться или опровергаться документами, вряд ли справедливо. То, что происходит в последнее время в России, скорее похоже на поиск доводов, в том числе и формально-юридических, для обоснования агрессии России против того или иного государства, причем доводы эти приводятся задним числом, после того как агрессия уже состоялась. В марте 2014 года российские войска оккупировали Крым. Уже после этого в Крыму был поспешно проведен референдум, на основании которого Крым не менее поспешно был аннексирован Россией, примерно так, как в свое время были аннексированы Германией Австрия, Судеты, Восточная Померания и Данциг; как были аннексированы Советским Союзом Восточная Польша и страны Балтии.

Сегодня российские законодатели находят новые и новое доводы для оправдания этой оккупации. В частности, Генпрокуратура России признала незаконным передачу в 1954 году Крыма из состава РСФСР в состав УССР, т.е. задним числом оправдала захват части территории другого государства. Можно задать риторический вопрос: что изменилось бы, если бы Генпрокуратура России признала передачу Крыма из РСФСР в УССР законной? Путин вернул бы Крым Украине? Не думаю. Что касается попыток современных российских политиков или законодателей – членов Думы – перевести эти вопросы в юридическую или судебную плоскость превентивно, как в случае со странами Балтии, до начала захвата, то они не имеют ни юридического смысла, ни здравого.

Тогда можно ставить под сомнение и законность образования Советской России, и законность формирования СССР... Бессмысленность этих вопросов и ответов понятна любому здравомыслящему человеку, которых, впрочем, в России остается все меньше и меньше, особенно если иметь в виду политиков и руководителей государства.  

Воспринимать кремлевскую риторику как “бред сумасшедшего”, не заслуживающую внимания, абсолютно неправильно

Я не знаю, что произойдет, если, допустим, член литовского парламента подаст в прокуратуру Литвы “депутатский запрос” о том, правомерно ли провозглашение независимости Российской Федерации, скажем, в 1991 году, или Советской России в 1918-м, или же заявит, что территории, известные нам как Россия, должны войти в состав Литвы, поскольку много веков назад существовала Речь Посполита. Я думаю, что этого депутата выгонят из парламента и отправят к психиатру. В том-то и проблема, что в сегодняшней России члены парламента от правящей кремлевской партии, обращающиеся в Генпрокуратуру с запросом, нарушающим все известные нормы международной этики, а может быть, даже и международные законы, встречают со стороны своих коллег в Думе только аплодисменты и никаких карательных санкций в отношении этих депутатов со стороны российского правительства не следует.

Я хочу напомнить, что руководитель другой политической партии российского парламента – ЛДПР – Владимир Жириновский неоднократно и публично угрожал атомной бомбардировкой Польше; что вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, отвечающий, в том числе, за военно-промышленный комплекс России, постоянно угрожает военной атакой Восточной Европе и особенно Молдавии. То, что нам кажется словесным запугиванием, исходящим от идиотов, в России и для России является прощупыванием направлений будущих военных блицкригов, аналогичных блицкригу в Крыму. Поэтому воспринимать кремлевскую риторику как “бред сумасшедшего”, не заслуживающую внимания, абсолютно неправильно.  

Все большие войны, в том числе Первая и Вторая, начинались без понимания того, что со временем они станут называться “мировыми”

Россия стоит на пороге большой войны. Вопрос в том, когда она встала на эту дорогу, и станем ли мы свидетелями начала большой войны или только нескольких маленьких войн? Можно считать, что Россия встала на дорогу войны в декабре 1994 года, когда начала первую чеченскую войну (хотя формально юридически Чечня была и остается частью Российской Федерации, а не заграницей); можно отсчитывать начало российской агрессии от летней войны 2008 года против Грузии. Но, так или иначе, следует признать, что Россия сегодня является главным и единственным источником агрессии в Европе и представляет глобальную угрозу для всех европейских стран.

В марте 2014 года я написал статью, ставшую первой статьей целого цикла работ и легшей в основу книги “Третья мировая. Битва за Украину”. Суть статьи была в том, что все большие войны, в том числе Первая и Вторая, начинались без понимая того, что со временем они станут называться “мировыми”. Даже Гитлер, нападая на Польшу, не считал, что начинает Вторую мировую войну. Он не верил, что при наличии советско-германского пакта о ненападении Великобритания и Франция объявит Германии войну из-за Польши. В этом и заключалась главная опасность: если бы Гитлер знал, что нападение на Польшу приведет к мировой войне, он, может быть, десять раз подумал бы о том, готов ли он к большой войне, и стоит ли нападать на Польшу.

Задача Путина – захватить соседние страны, ранее входившие в СССР, по “украинской схеме”

Если Россия будет знать, что нападение на страны Балтии приведет к началу полномасштабной Третьей мировой войны, она вряд ли посмеет напасть на эти государства. Если Путин будет уверен, что из-за стран Балтии НАТО не объявит войну России, он непременно начнет войну против Латвии, Литвы и Эстонии, используя для этого “украинскую схему”. И поскольку лично я считаю, что НАТО не позволит России захватить страны Балтии, я уверен, что в случае начала там военных действий мы станем очевидцами Третьей мировой войны.  

Беглый взгляд на карту позволяет сделать вывод, что наступление на страны Балтии может начаться с Эстонии. Но я не думаю, что Эстония находится в большей зоне риска, чем Латвия и Литва. Атака на Эстонию может быть начата со стороны континентальной России; на Латвию – со стороны континентальной России и Калининградской области; на Литву – со стороны Калининградской области. Не стоит забывать, что являющаяся на данный момент буфером Беларусь может быть к моменту атаки на страны Балтии захвачена Россией.

Задача Путина – захватить соседние страны, ранее входившие в СССР, по “украинской схеме”, а именно – развязать войну с целью захвата территорий, но утверждать, что Россия в этой войне не участвует. Именно так сегодня Россией ведется война в Украине; одновременно Россия начинает активизацию военных действий в Молдавии, где изначально был захвачен и удержан важный плацдарм – Приднестровье.

Несколько дней назад Рогозин предложил выдать российские паспорта проживающей в этом регионе молодежи, дабы во время военных действий в Молдавии нельзя было отличить российских военных от молдавских из числа приднестровских “сепаратистов” и “ополченцев”, как их будут называть в России и как это происходит сейчас в восточной Украине. Ту же схему можно затем использовать и в странах Балтии в местах наибольшей концентрации русского населения. Если говорить об Эстонии, то самой уязвимой точкой, конечно же, является Нарва.

Цена войны оказалась слишком высока даже для пророссийски настроенных жителей Украины

Хотя я бы не преувеличивал здесь готовность и желание русского балтийского населения умирать за имперские амбиции Путина, и я вижу принципиальную разницу (она всегда была), между русскими жителями стран Балтии, являвшимися наиболее западными территориями Советского Союза, и этническими русскими, жившими в Молдавии и в Украине. На примере Украины мы видим, как пророссийская пятая колонна, активно требовавшая референдумов о статусе тех или иных регионов Украины в марте-мае 2014 года, стихла после того, как российские войска вошли в Луганск и Донецк и разорили населенные русскими земли.

Цена войны оказалась слишком высока даже для этих пророссийски настроенных жителей Украины. Теоретически рассуждая, “русская Нарва”, может быть, и хотела бы изменить свой статус (что, кстати говоря, под большим вопросом, поскольку живущим в Эстонии русским выгоднее быть гражданами Евросоюза, а не России). Но никакой здравомыслящий русский, житель стран Балтии, не готов заплатить за вхождение в Россию ту цену, которую заплатили жители Луганской и Донецкой “республик”, – благополучие и даже жизнь. А это единственное, что сегодня предлагает “русскому миру” Путин.

Путин продолжает настаивать на правильности курса, открыто провозглашенного им в марте 2014 года

Нынешняя политика России уже повлияла на международные отношения. Европа до марта 2014 года и после марта 2014 года – разные континенты. До марта 2014 года все европейские государства, включая Россию, были партнерами. С марта 2014 года Россия – стратегический противник Евросоюза и НАТО. Россия –  это страна, воюющая в соседней Украине, открыто угрожающая Польше и странам Балтии, проводящая военные учения по всей территории России, в том числе в приграничных округах и Калининградской области.

Россия – страна, создающая сегодня мощные наступательные военные плацдармы в Калининградском регионе и в Крыму, постоянно нарушающая воздушное и морское пространства стран Балтии и скандинавских государств, увеличивающая расходы на вооружение, объявившая о серьезной программе по модернизации армии, намеченной на период до 2020 года...

В самой России через контролируемые Кремлем СМИ проводится беспрецедентная кампания по нагнетанию антиевропейских и антиамериканских настроений, на фоне которой бледнеет даже советская антизападная пропаганда 1960-х – 1980-х годов.

Оказавшись под незначительными на данный момент западными санкциями, являющимися наказанием за войну с Украиной, Россия в ответ вводит свои, впрочем, тоже незначительные, санкции против США и Евросоюза. Экономические последствия всей этой деятельности для России достаточно тяжелы: рубль упал почти в два раза; в стране усилилась инфляция и рост цен; падают цены на недвижимость, россияне перестают ездить за границу, так как при падающем рубле эти поездки становятся дорогими.

Тем не менее указаний на то, что российское правительство планирует сменить курс и вернуться к мирным партнерским отношениям, отказавшись от имперских и ревизионистских амбиций по восстановлению СССР, нет. Путин продолжает настаивать на правильности курса, открыто провозглашенного им в марте 2014 года. Это новая реальность, с которой вынуждены теперь считаться Евросоюз и НАТО.