Если Россия является оппонентом НАТО, то отмена Украиной внеблокового статуса – геополитический проигрыш РФ, и в этом плане смешно говорить, что президент Владимир Путин укрепил ее безопасность, заявил экс-депутат Госдумы России Геннадий Гудков в комментарии изданию "ГОРДОН".
Я не думаю, что у России, если не брать действующий режим, есть какие-то серьезные противоречия с НАТО и Европой
Я не думаю, что у России, если не брать действующий режим, есть какие-то серьезные противоречия с НАТО и Европой. Они объясняются, в первую очередь, разницей тех ценностей, которые исповедуют путинское окружение и европейские страны. И как только этот вопрос будет устранен, а Путин не может править вечно, будут устранены и эти противоречия.
Я не верю в возможность войны России с кем-то в Европе за пределами путинского правления. Я не верю в нее и при путинском правлении. Однако сейчас в мире политика адекватности РФ в значительной мере ослабевает – она становится все более и более неадекватной. И Украина тому самое яркое подтверждение. Но это все временно – до того, как Путин уйдет из власти. Те силы, которые придут ему на смену, вряд ли захотят международной изоляции и ориентации на Восток вместо того, чтобы быть частью европейского и мирового цивилизационного пространства. Я думаю, что проевропейская партия имеет все шансы на победу в России после ухода Путина.
Мы уже должны задумываться о постпутинской России – какой она будет. Если в стране будет построена нормальная цивилизованная власть, такая, как в Европе – с механизмами парламентского контроля, с независимой судебной системой – все эти разногласия будут несущественны.
Сегодня украинскому и российскому правительствам в какой-то степени удалось рассорить наши народы. В России еще есть какая-то инерция сознания: хотя промывка мозгов идет, но она становится все менее и менее эффективной. А в Украине народ сталкивается с тем, что среди экономических и прочих проблем более быстрыми темпами растут россиефобские настроения. По крайней мере, когда я разговариваю с гражданами Украины, они подтверждают, что это так.
Сейчас отмена внеблокового статуса кажется эпохальным сдвигом, но на самом деле в долгосрочной перспективе она серьезного влияния оказывать не будет. Понятно, почему Украина идет в НАТО или желает пойти в НАТО: она хочет снять вопрос о повторении тех событий, которые имели место летом уходящего года. Понятно ее желание, и понятно ее стремление.
Путин всем показал, что можно вести войну, не объявляя и не начиная ее
Представители НАТО через какое-то время будут рассматривать вопрос о вступлении Украины в Альянс. Если, еще раз подчеркну, ситуация в России не изменится кардинальным образом. Внеблоковый статус панацеей быть не может, потому что Путин всем показал, что можно вести войну, не объявляя и не начиная ее, и с этим сделать почти ничего невозможно, кроме механизма санкций и изоляции.
Требования, которые предъявляет НАТО к Украине, разумны. Я имею в виду ликвидацию коррупции, сокращение расходов, формирование нормальной системы аппарата, а также формирование экономической стабильности. Требования НАТО полезны для Украины: они интегрируют ее таким образом не только в военные стандарты, но и в политические. Это то, чего нет в России. У нас, может быть, все было бы ничего, если бы была нормальная политическая власть. Если бы у нас была нормальная политическая власть, не было бы никакого конфликта, разногласий и, тем более, таких безобразных военных действий, которые случились летом этого года. Это не панацея, но некая подстраховка на пути к евроинтеграции, когда НАТО рассматривает, какую дорожную карту на несколько лет предложить Украине.
Еще раз подчеркиваю, я глубоко не верю в возможность конфронтации между НАТО и Россией. По крайней мере, в случае смены власти в России, в случае ее приближения к европейским ценностям – тут вообще, я считаю, невозможен никакой военный конфликт. Но путинское правление, конечно, непредсказуемо. Неадекватность Кремля во внешней и внутренней политике, конечно, нарастает.