Акунин: Путинская Россия движется той же дорогой, что николаевская. Тогда это закончилось Крымской катастрофой

Акунин: Путинская Россия движется той же дорогой, что николаевская. Тогда это закончилось Крымской катастрофой Акунин: Даже в 19 веке, когда время двигалось много медленнее, уваровской идеологии хватило всего на 20 лет
Фото: EPA

Россия президента Владимира Путина взяла на вооружение триаду министра народного просвещения в период царствования царя Николая Первого "Православие – Самодержавие – Народность", считает российский писатель Борис Акунин.

Российские власти используют наработки министра народного просвещения (с 1833-го по 1849 год) царской России Сергея Уварова, которые действовали в стране 20 лет, приведя ее к катастрофе. Такое мнение высказал российский писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) в Facebook.

"Уваровская триада "Православие – Самодержавие – Народность", как известно, была выработана в качестве "российского ответа" на триаду Великой Французской революции "Свобода – Равенство – Братство". Николай Первый был убежден, что русская триединая формула обеспечит стране стабильность, убережет ее от потрясений и смут", – рассказал он.

Писатель отметил, что спустя два века РФ при президенте Владимире Путине идет по стопам царской России.

"Путинская Россия на наших глазах движется совершенно той же дорогой, что николаевская. Нынешние "скрепы" звучат не глупее, чем тогдашние "столпостены". Речь здесь идет о том же самом – о том, что держит, не дает рассыпаться", – подчеркнул он.

Писатель отметил, что за два века изменились реалии и терминология, но не сущностное содержание происходящего.

"Свобода – Равенство – Братство" в сегодняшнем виде – это три сакральные ценности западной цивилизации: свобода мысли и слова + демократия + эмпатия. Триада "Православие – Самодержавие – Народность" модифицировалась в гораздо меньшей степени, просто в силу сугубой консервативности этой идеологической системы", – рассказал он.

По мнению Акунина, под "православием" в России имеется в виду то же самое, что было в 1834 году не вера и не следование христианским заповедям, а единомыслие, "за которым строго бдят государство и церковь", поскольку в 2017 году российский суд признал "отрицание Христа" уголовным преступлением.

"Самодержавие" все так же означает личную власть правителя, не ограниченную институтами. "Народность" – противопоставление лубочного послушного "народа" непослушным "чаадаевым" – реформатировалась в популизм, противопоставление условного "уралвагонзавода" "пятой колонне". Но методы остались прежними: использование низменных инстинктов массового сознания, предельно вульгаризованная пропагандистская риторика, опасливое отношение к просвещению", – подчеркнул он.

Писатель добавил, что моральное обоснование реакционности России тоже не изменилось, поскольку все жертвы приносятся ради стабильности и во избежание "майдана".

"Примечательно, что традиционная российская триада не может заменить ни одну из своих составляющих на какой-то компонент из того, другого набора. Не может быть формулы "Свободомыслие – Самодержавие – Народность" (сразу все начнут кричать, что король голый).  Не может быть формулы "Православие – Демократия – Народность", потому что честные выборы и сменяемость власти немедленно покончат с единомыслием и официозом. И "Православие – Самодержавие – Братство" тоже не срастается. В государстве, где существует насильственно насаждаемое единомыслие и безраздельно властвует «вертикаль», эмпатии не бывает", – отметил Акунин.

Он пояснил, что всякое доброе дело разбивается о "казенщину, о чиновничье мздоимство" и недоверие к любой инициативе, которую не контролирует власть, в связи с чем все, за что берется государство, выходит бесчеловечным.

"Понятно, что долго ультраконсервативная конструкция держаться не способна – потому что тормозит всякое развитие: мысли, общества, образования. Даже в 19 веке, когда время двигалось много медленнее, уваровской идеологии хватило всего на 20 лет, и мы помним, чем это закончилось – Крымской катастрофой", – подчеркнул Акунин.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать