Источник издания заявил, что Мадрид наложил вето на предложение Talgo стоимостью €619 млн отчасти потому, что компания могла бы помочь восстановлению Украины, укрепив железнодорожное сообщение с ЕС.
По словам чиновника, Talgo может помочь Украине преодолеть одно большое препятствие для интеграции в европейскую железнодорожную сеть – железнодорожные пути в ЕС и Украине имеют разную ширину. Испанская компания использует передовые разработки, такие как технология автоматической смены колеи, которые позволят поездам беспрепятственно перемещаться между украинскими железнодорожными путями и более узкими рельсами в европейских странах.
Ширина железнодорожных путей в Украине составляет 1520 мм, что соответствует советским нормам, однако стандарт европейских рельсов составляет 1435 мм, поясняет издание. Из-за этой разницы большинство пассажиров поездов в Варшаву и из Варшавы вынуждены ждать несколько часов, пока оси поезда отрегулируют вручную. Такие задержки также затрагивают вагоны, перевозящие украинский экспорт зерна и других товаров, вес которых усугубляет проблему несовместимости колеи.
Технология переменной ширины колеи была разработана в Испании, так как в стране также используются пути разной ширины. Так, там распространена иберийская колея шириной 1668 мм, но на севере страны есть узкая колея шириной 1000 мм, а высокоскоростные поезда ходят по стандартным европейским колеям.
По данным Talgo, ее система переменной колеи позволяет поезду адаптировать ширину колеи во время движения со скоростью около 15 км/ч и без необходимости остановки. Компания была пионером в области технологии смены колеи и до сих пор считается в ней лидером, хотя у других компаний уже есть аналогичные разработки.
Венгерский консорциум Ganz-Mávag, который подавал заявку на покупку Talgo, уже заявил, что "нет никаких обоснованных причин" для вето Испании, и пообещал начать судебные разбирательства против испанского правительства.
Официально Испания засекретила документы, объясняющие ее решение, принятое по соображениям "общественной безопасности и порядка", и отказалась комментировать, связаны ли ее опасения с венгерским правительством и отношениями страны с Россией.