"Потеря Мадуро – это позор, который Китай не забудет", пишет издание, ссылаясь на источники.
Журналисты перечислили факторы, которые зависели от России. В частности, во время спецоперации США российские зенитно-ракетные комплексы С-300 и Бук-М2 были неработоспособными, а перед этим из Каракаса начали эвакуировать российских дипломатов и их семьи.
Кроме того, собеседники The Times утверждают, что, "понимая неизбежность интервенции", Москва не предупредила об этом Пекин (даже о выезде российских дипломатов).
В Китае такие расклады вызвали вопросы о том, "что это означает для отношений" КНР и РФ, которые должны быть "всеобъемлющими", "взаимовыгодными" и "вечными", пишет медиа.
По его информации, Пекин был уверен в партнерстве с Мадуро и его режимом и поэтому инвестировал около $9 млрд в строительство нефтехимического завода в провинции Гуандун, чтобы перерабатывать там нефть из Венесуэлы, доля которой в китайской импорте составляет 4%.
Пекин оказался в ситуации, когда он "переигран США и подведен Россией", подчеркивает СМИ. По его данным, в Китае теперь подозревают, что российские системы ПВО не случайно не работали в Венесуэле во время спецоперации США, а были "свидетельством высокоуровневого сотрудничества" между Москвой и Вашингтоном.
The Times пишет, что в Китае последние несколько лет возникает вопрос, насколько Москва является надежным союзником для Пекина, а также то, насколько действия России выгодны Китаю.
Издание приводит слова бывшего декана Школы международных исследований Пекинского университета и одной из самых влиятельных фигур в китайском стратегическом мышлении Цзя Цинго, который говорил, что хотя изоляция России из-за войны против Украины принесла КНР экономические выгоды, решение войны в Украине было бы выгодно Китаю.
Эта точка зрения начала набирать популярность в последние месяцы в Пекине, утверждает медиа.
Союз с Россией становится "все более асимметричным и неудобным" для Китая, пишут его авторы. По их мнению, игнорирование Россией Устава ООН, использование Москвой военной силы и угрозы ядерной эскалацией "плохо сочетаются" с предпочтительным для Китая образом стабилизирующей державы, "действующей посредством институтов, правил и долгосрочного баланса".
The Times обращает внимание, что 16 января Китай подписал с Канадой соглашение о снижении тарифов на китайские электромобили и канадскую сельскохозяйственную продукцию.
Эта на первый взгляд скромная сделка напоминает, что Китай по-прежнему ценит взаимодействие с развитыми экономиками, функционирующими в рамках устоявшихся правовых и институциональных рамок, и что для Пекина есть "альтернативные пути, помимо зависимости от санкционированной, милитаризированной России", пишет медиа.