Через три дня после того, как нелегитимный президент РФ Владимир Путин объявил об изменении ядерной доктрины своей страны, Лавров обвинил Запад в использовании Украины в качестве инструмента для попытки стратегически победить Москву и "подготовить Европу к тому, чтобы она также бросилась в эту самоубийственную авантюру".
Российский министр заявил о "бессмысленности и опасности" борьбы против ядерного государства.
"Независимо от того, дадут ли они Украине разрешение на поставки оружия большой дальности, мы посмотрим, как они поняли услышанное", – заявил Лавров на пресс-конференции после своего выступления.
Контекст
После полномасштабного вторжения РФ в Украину в феврале 2022 года российские политики регулярно угрожают применением ядерного оружия.
21 сентября 2022 года Путин заявил о готовности использовать ядерное оружие в случае угрозы территориальной целостности РФ. Однако 27 октября он отметил, что Россия "никогда не говорила" о вероятном применении своего ядерного оружия, а "только намеками отвечала".
По информации The New York Times, российские высокопоставленные военные чиновники обсуждали, когда и как Россия может применить тактическое ядерное оружие в Украине. По оценкам Пентагона, в арсенале России имеется до 2 тыс. единиц тактического ядерного оружия, предназначенного для применения на полях сражений с целью подавления обычных сил.
7 сентября во время выступления на фестивале Financial Times Weekend в Лондоне директор ЦРУ Уильям Бернс заявил, что во время контрнаступления ВСУ осенью 2022 года "был реальный риск" потенциального применения РФ тактического ядерного оружия против Украины.
12 сентября Путин заявил, что вероятные удары по территории РФ дальнобойным западным оружием будут означать, что НАТО "напрямую" вступает в войну. Источник Bloomberg сообщил, что в ответ на разрешение Украине бить вглубь РФ Путин может прибегнуть к усилению диверсий, кибератак и других гибридных действий против стран НАТО. По данным другого источника, Москва может нанести непосредственные или непрямые удары по американским войскам в других регионах, например, на Ближнем Востоке. В Белом доме угрозы Путина назвали "чрезвычайно опасной", хотя и не новой для него риторикой.