В документе указано, что в прошлом году Евросовет пришел к выводу, что "процесс вступления Грузии в ЕС фактически остановлен" и что ЕК "считает Грузию страной-кандидатом только по названию". Комиссия рекомендовала грузинским властям "срочно остановить отход от демократии и вернуться к нерешенным проблемам и проведению основных реформ в соответствии с ценностями ЕС".
Грузинский МИД в ответ назвал такую оценку Грузии предвзятой. В то же время ведомство подчеркнуло, что такой результат "не был неожиданностью" и что его использовали "для озвучивания необоснованных негативных оценок и очередных политических спекуляций".
"Шаги и заявления, которые сделали институты ЕС касательно Грузии, направлены на влияние на внутреннюю политику Грузии, вызывают беспокойство и противоречат как духу отношений между Грузией и ЕС, так и нашим общим интересам. Мы осуждаем все попытки использовать вопрос членства в ЕС как политический инструмент, что вредит отношениям между Грузией и ЕС", – говорится в заявлении.
Контекст
27 июня 2024 года на сайте Европейского совета опубликовали заявление о том, что принятый в Грузии закон "О прозрачности иностранного влияния" (об "иноагентах") является отступлением от шагов, изложенных в рекомендации комиссии о предоставлении стране статуса кандидата в члены ЕС.
AFP 27 июня отмечало, что европейские чиновники обдумывают ответные шаги на действия руководящей партии "Грузинская мечта", которая инициировала ряд изменений в законодательстве, ограничивающих права и свободы. Среди вариантов реакции ЕС – прекращение финансирования сил безопасности Грузии и других госструктур и даже разрыв дипломатических отношений.
9 июля посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский заявлял, что процесс принятия Грузии в Европейский союз остановлен по решению стран – участниц ЕС.
17 октября лидеры стран Европейского союза объявили о фактической остановке процесса вступления Грузии в ЕС.
В ноябре премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия отказывается от переговоров по вступлению в ЕС до 2028 года. Это привело к протестам внутри страны и констатации Европейским парламентом сворачивания демократии в Грузии.