$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages

Общество "Мемориал" опубликовало почти 40 тыс. фамилий сотрудников НКВД СССР, участвовавших в репрессиях

Общество "Мемориал" опубликовало почти 40 тыс. фамилий сотрудников НКВД СССР, участвовавших в репрессиях В "Мемориале" считают, что знать имена тех, кто приговаривал людей к расстрелам, не менее важно, чем имена расстрелянных
Фото: Международный Мемориал / Facebook

Стали известны имена и звания чекистов, которые фальсифицировали обвинения "врагам народа" в конце 30-х годов ХХ века.

Международное правозащитное общество "Мемориал" опубликовало данные о 39 950 сотрудниках НКВД СССР времен сталинского террора. На сайте движения открыт доступ к справочнику Андрея Жукова "Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935–1939".

Главным источником информации для справочника стали приказы НКВД СССР по личному составу. Приведены номера и даты приказов о присвоении спецзваний и об увольнении из НКВД, сведения о занимаемой на момент увольнения должности, а также информация о полученных государственных наградах и о награждении знаками "Почетный работник ВЧК-ГПУ".

Справочник предназначен в первую очередь для историков и мемуаристов.

Как сказал в интервью "Радио Свобода" заместитель председателя общества "Мемориал" Ян Рачинский, издание устраняет "перекос в информации".

"В постсоветских странах довольно много сделано для выявления имен жертв репрессий. Но как-то так получилось, что жертвы преступлений есть, а преступников вроде как и нет. Названо несколько сотен имен руководителей, возглавлявших областные управления, но почти никогда они не занимались непосредственно допросами, выдумыванием дел. Этим занимались их подчиненные, которые оставались неизвестными. Вот теперь среди этих 40 тысяч имен практически все те, кто вел допросы, кто фальсифицировал обвинения, кто совершал преступления", – сказал он.

В обществе считают необходимым придавать гласности тех, кто совершил преступления против человечности в сталинские годы.

"Я не понимаю, почему какой-то условный нацистский военный, который расстрелял 20 жителей деревни, подумав, что они помогают партизанам, – больший преступник, чем тот, кто в мирное время сочинил дела большего количества людей и точно так же довел их до смерти. Пусть не сам расстрелял, но по его приказу. Очень важно, чтобы те, кто сегодня бездумно исполняет приказы, понимали, что существует индивидуальная ответственность и что все равно через 20, 50 или 70 лет их имена с деяниями так или иначе обнаружатся", – добавил Рачинский.