Портников: Путину нужно от Грозного помазание на царство. На Московское царство

Портников: Путину нужно от Грозного помазание на царство. На Московское царство Виталий Портников: Правитель с опричниной должен восприниматься поддаными как последняя инстанция и последняя надежда
Фото: Виталий Портников / Facebook

Обращение в России к фигуре безумного царя Ивана Грозного означает, что на создание империи сил у государства Владимира Путина уже нет, а непроглядный русский шовинизм в Московском царстве вполне уместен, считает политический обозреватель Виталий Портников.

Появление памятника Ивану Грозному в российском городе Орле является символом и маловероятно, что было инициировано местными властями без поддержки из Кремля. Такое мнение высказал журналист Виталий Портников в материале для издания "7 дней".

Он отметил, что в свое время Иосиф Сталин также пытался "канонизировать" Грозного, обратившись к режиссеру Сергею Эйзенштейну, который снял фильм "Иван Грозный".

"Мы получили гениальную анатомию зла... Другое дело, что сталинское представление об Иване Грозном эта работа не отразила. Отразила эйзенштейновское. А Эйзенштейн точно понимал, где добро, а где зло – и перепутать эти две субстанции мог разве что на словах, но не в кадре. Сталин не мог этого не понимать. Но он, как сущий дьявол, не страшился восприятия себя как зла", – рассказал публицист.

Он отметил, что нынешний глава России Владимир Путин не обладает масштабностью Сталина.

"Путин – мелкий бес. Как свое политическое безумие он вначале впихивает в блудливый рот Жириновского, а потом повторяет пережеванным, так и с памятником Грозному был использован малахольный губернатор и дремучая провинция – чай, не Москва. Но он плохо маскируется, потому что к нему апеллируют не только малочисленные оппозиционеры, возмущенные тем, что власть не хочет ограничиваться возвращением Сталина, что ей теперь и Грозного подавай. Но и придворные эксперты, кормящиеся с его рук, практически единогласно поддержали страшный памятник", – подчеркнул Портников.

Он обратил внимание, что в авторитарных странах никогда не ставят памятники прошлому, но всегда – памятники будущему.

"Фильм Эйзенштейна был таким кинематографическим памятником и действительно точно отразил то, что ждало Россию после Второй мировой войны, – усиление царской власти до всепоглощающего контроля за всем и всеми сопровождалось прогрессирующим безумием Сталина", – отметил журналист.

Он добавил, что Сталин начал формировать молодую "опричнину", однако умер, не успев стать Иваном Грозным.

"Мы уже не узнаем, как далеко по пути Ивана Грозного мог пойти вовремя скончавшийся Сталин. Но у нас есть шанс увидеть, как далеко по пути Ивана Грозного готов пойти живой и отнюдь еще не такой старый Путин. Многие черты тирана у Путина и сейчас налицо – это, прежде всего, прогрессирующий разрыв с реальностью и уменьшившиеся возможности скрывать крайнее нервное напряжение, проявляющееся в нелепой мимике лица, отсутствии контроля за частями тела, гримасничанье и развинченности", – заявил Портников.

Публицист отметил, что проявления психопатии у Грозного зафиксированы свидетелями, у Сталина – врачами, а в случае с Путиным благодаря телевидению весь мир наблюдает за развитием его болезни.

"Но дело не в истории болезни. Любой человек, который удерживает власть в авторитарной стране в течение длительного времени, становится параноиком – или теряет власть, третьего не дано. Дело в намерениях. Почему именно Грозный?" – продолжил он.

По мнению Портникова, Путин не взял в качестве примера царя Петра I, потому что ему нужно превратить страну в осажденный лагерь, выработать у населения ощущение ненависти к окружающему миру и подготовить его к возможной массовой гибели в результате военных конфликтов и социальных бунтов.

"Власть, которая собирается править на крови, просто обязана выбить из населения все эти глупости с "окном в Европу", все фантазии на тему западничества и возможной близости целей и ценностей с американцами и европейцами. Ведь при Грозном – как, впрочем, и при Сталине – никакой Европы не было, а было ордынское ханство в чистом виде, конкурирующее за место под солнцем с другими ордынскими ханствами", – пояснил он.

Портников напомнил, что православная церковь при Грозном и Сталине также стала послушной и контролировалась светскими опричниками, как в современной России.

"Главное, впрочем, читается – приучить подданных к непогрешимости правителя. В условиях утраты доверия к государственным институциям, практически неизбежному в условиях экономического кризиса, именно правитель с опричниной должен восприниматься подданными как последняя инстанция и последняя надежда, именно его действия и заявления – какими бы безумными они ни казались – должны восприниматься как истина в последней инстанции", – пояснил он.

Также, по мнению журналиста, общество готовят к тому, чтобы любые кадровые решения Путина одобрялись и воспринимались как поиск путей выхода их ситуации.

"Путину нужно от Грозного помазание на царство. На Московское царство. Обращение к фигуре безумного царя – это и осознание того, что на империю Романовых сил у его государства уже нет, и ворота в непроглядный русский шовинизм, который в Московском царстве вполне уместен и спасителен", – подытожил он.

14 октября в российском городе Орле состоялось торжественное открытие памятника царю Ивану Грозному.

Лидер российского мотоклуба "Ночные волки" Александр Залдостанов поздравил жителей Орла с "обретением нового смыслового символа города".

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать