Даже близкие украинцам по фундаментальным вопросам россияне расходятся с ними в представлениях о том, как решать проблемы, заявил политический обозреватель Виталий Портников в Facebook, комментируя реакцию российской общественности на попытку военного переворота в Турции.
"Сегодня на фоне отношения к путчу я понял, в чем главное расхождение – оно в отношении к демократии. Многие россияне – да и многие украинцы, чего греха таить – воспринимают демократию так же, как президент Реджеп Эрдоган – как автобус, в котором нужно доехать до нужной остановки. А для меня демократия – не средство, а цель", – рассказал он.
Портников удивился, что российский историк Андрей Пионтковский и журналист Юлия Латынина считают неудавшийся путч "последней попыткой" спасти светскую Турцию.
"Я хочу понять, почему же все предыдущие – удачные – военные перевороты ее не спасли? Почему же все равно все пришло к Эрдогану, его предшественнику Эрбакану, их наставнику (а теперь врагу) Гюллену? Может быть, потому что военные все время останавливали развитие Турции, наживаясь на ее бедах и проблемах, уничтожая противников и конкурентов и доказывая обществу, что демократия – это синоним насилия?" – задал он вопрос.
Журналист напомнил, что в 1993 году многие российские интеллектуалы рукоплескали президенту Борису Ельцину, расстрелявшему прямой наводкой парламент страны и нарушившему Конституцию, поскольку благодаря этому "была спасена демократия". А в 1996 году по этой же причине рукоплескали Ельцину, правдами и неправдами вырвавшему победу из рук лидера Компартии Геннадия Зюганова.
"И что с того? Уже через три года к власти пришел человек, по сравнению с которым... Зюганов или какой-нибудь Примаков (Евгений Примаков был директором службы внешней разведки России, а позже председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. – "ГОРДОН") – ягнята. Так от чего вы спаслись, Андрей или Юлия? Почему стали маргиналами в собственной спасенной стране?" – подчеркнул он.
По мнению Портникова, в Турции произошло то же самое.
"Военные изгнали из политики исламиста Эрбакана (экс-премьер-министр Турции Наджметтин Эрбакан. – "ГОРДОН") – и через пять лет пришел Эрдоган, по сравнению с которым Эрбакан – дитя малое. Вот и все спасение", – пояснил он.
По мнению журналиста, демократию невозможно спасти с помощью пушек, защитить ее может только сам народ.
"Вот почему для нас Майдан был народным восстанием в защиту демократии, а для наших соседей – переворотом. Только знак плюс или минус зависел от личности комментатора – президент РФ Владимир Путин был возмущен, что мы "свергли" Януковича, демократы радовались этому. А мы его не свергали, между прочим. Мы вели с ним переговоры до последней минуты, договаривались, искали компромисс. А его "свержение" и бегство – давайте уже скажем честно – это уже был не Майдан. Это уже была российская провокация с целью захвата Крыма и украинского востока. Но мы удержались в правовом поле, хотя ситуация практически уже выходила из-под контроля даже в Киеве, не говоря уже обо всей остальной стране. И Турция – настолько, насколько способна – старается удержаться, потому что переворот осуждают все партии, представленные в ее парламенте – какими бы ни были разногласия между ними. У нас было так же. А у вас не будет. Вы рискуете при любом кризисе сорваться в такую кровавую кашу, что и представить себе нельзя", – подчеркнул Портников.
Он добавил, что каждый россиянин втайне верит в то, что своего добиться он может только силой и никогда не думает о том, что произойдет, если сильнее окажется враг.
В ночь на 15 июля премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил о попытке военного переворота.
После этого офицеры турецкого Генштаба заявили по ТВ о переходе власти в руки военных.
Вертолеты путчистов нанесли удар по штаб-квартирам полиции и разведки, а также по парламенту страны в Анкаре. Кроме того, мятежники задействовали боевые самолеты.
Президент Турции Реджеп Эрдоган призвал граждан Турции выходить на улицы в поддержку законных властей.
Позже разведка Турции сообщила, что переворот в стране подавлен. Силовики задержали почти 3 тыс. офицеров, которые приняли участие в мятеже. По данным министра юстиции страны, число задержанных по подозрениям в причастности к перевороту может превысить шесть тысяч.