Член Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Валентина Череватенко в интервью "Радио Свободе" заявила, что ее раскритиковали после того, как она на 8 марта подарила на тот момент заключенной в России украинской военнослужащей, нардепу от "Батьківщини" Надежде Савченко букет цветов.
Череватенко заявила, что в Международный женский день у ее матери день рождения. После посещения украинки в СИЗО правозащитница планировала прямо оттуда поехать и поздравить свою маму.
"Когда покупала цветы маме, то подумала, а ведь сегодня такой день, и Надежде как женщине будет приятно получить цветы. Тем более, что все мы тогда были озабочены, как уговорить Савченко прекратить сухую голодовку. Чтобы было понятно – это не было специально запланированное посещение Савченко именно 8 марта 2016 года. Мы с коллегами посещали Надежду ежедневно, пристально следили за состоянием ее здоровья", – вспомнила Череватенко.
По ее словам, на входе в СИЗО она встретила местную журналистку.
"И та тут же написала об этом – вначале в соцсетях, а потом и в своем издании, мол, Череватенко отправилась дарить цветы Савченко. И понеслось! Что только в мой адрес ни говорили, чего я только ни услышала! Причем не только от, как говорится, рядовых обывателей, но и от наделенных властью людей. Вплоть до "дарит цветы убийце", – рассказала правозащитница
"В частности, требовали обратиться в прокуратуру, ФСБ, чтобы те приняли в отношении меня "соответствующие меры". Не знаю, может, это и есть те самые меры, которые должны были быть приняты в отношении меня. Не знаю", – заявила Череватенко, указывая на уголовное дело против союза "Женщины Дона", главой которой она является.
В отношении организации впервые в России возбуждено уголовное дело по статье о злостном уклонении от исполнения требований закона об иностранных агентах (ст. 330.1 Уголовного кодекса РФ).
В постановлении о возбуждении дела (его цитировала газета "Ведомости") правоохранители заявили, что Череватенко, "имея преступный умысел", чтобы избежать исполнения закона, еще в 2013 году зарегистрировала фонд "Женщины Дона".
По версии следствия, в 2014–2015 годах он "осуществлял политическую деятельность" (а именно проводил просветительские семинары и занимался развитием потенциала общественных деятелей), получая иностранное финансирование от немецкого Фонда им. Генриха Белля на сумму 3 млн рублей (около 1,16 млн грн). По мнению правоохранителей, Череватенко знала, что фонд выполняет функции иностранного агента, но умышленно не подавала заявление о включении в реестр.
В 2014 году союз "Женщины Дона" был включен в реестр иностранных агентов насильно.