Журналист спросил у Рютте, считает ли он, что преданность США ст. 5 Североатлантического договора (о готовности защищать других членов Альянса в случае нападения на них) остается незыблемой, потому что "иногда кажется, что США не считают себя частью НАТО".
"Абсолютно [незыблемой остается]. Но с американской стороны НАТО был один большой раздражитель, который я полностью понимаю. И этот раздражитель существует со времен [34-го президента США Дуайта] Эйзенхауэра, [который был главой Белого дома с января 1953-го по январь 1961 года]. И президент [США Дональд] Трамп очень четко высказывался о нем", – ответил Рютте.
Он подчеркнул, что США тратят на оборону около 3,5% своего ВВП, а "европейцы и Канада этого не делают".
"Думаю, одним из самых больших успехов внешней политики президента Трампа стал саммит НАТО в Гааге, где мы договорились тратить 5%, из них 3,5% – на основную оборону", – считает генсек НАТО.
Рютте подчеркнул, что благодаря вкладу в 3,5%, другие страны НАТО выровняются с США, и "это снимает вопрос".
Он привел несколько примеров. В частности, что Германия в ближайшие годы будет тратить на оборону на "100 млрд в год больше, чем раньше", Нидерланды (страна самого Рютте) дадут "десятки миллиардов дополнительно".
"То же касается Канады и всей европейской части НАТО. Так что этот раздражитель, этот камешек в ботинке устранен. Я вполне убежден из всех моих разговоров: нет никаких сомнений, потому что США понимают, что НАТО существует также в их интересах, и они являются членами Альянса ради собственных интересов. Ведь им выгодно, чтобы Европа, Арктика и Атлантика оставались безопасными", – объяснил он.