В операции, которая длилась 19 часов, участвовали около 40 человек, говорится в сообщении. В ней также участвовали хирурги из Каролинской университетской больницы.
Чуть больше чем через три месяца после операции, которая стала кульминацией многолетней работы, чтобы пациент смог снова получить руки, пациент начал писать и есть столовыми приборами, рассказали в пресс-релизе.
"Мы готовились несколько лет и были готовы к трансплантации. Когда нашелся подходящий донор, мы cмогли активировать все звено. Нужно быстро координировать хирургическую команду, персонал операционной, отделение интенсивной терапии и реабилитацию. Должно совпасть много факторов, и, когда это происходит, мы должны быть готовы действовать в течение нескольких часов", – рассказал руководитель клиники хирургии рук и ответственный за планирование процесса Тобиас Лаурелл.
Это первая трансплантация рук в Стокгольме, вторая – в Швеции и третья – в Северной Европе, отмечает больница.
Чтобы успешно провести столь сложную операцию, требуется тщательное планирование. В 2020 году похожую операцию провели в Сальгренской больнице в Гетеборге, и хирурги из Стокгольма многому научились тогда, подчеркнули медики.
"Мы составили подробные инструкции и проводили тренировки сценариев заранее, даже расположение инструментов и людей в операционной. Это была огромная командная работа", – говорит Лаурелл.
Уже через несколько дней после операции началась интенсивная реабилитация, но к подготовке приступили гораздо раньше.
"Большое внимание уделили мотивации пациента и пониманию, насколько масштабной будет реабилитация. Пациент должен понять, что нужна огромная преданность и тренировки", – отметил руководитель отделения реабилитации клиники хирургии рук Тобиас Тандруп.
Чтобы "обучить мозг" управлять новыми руками, пациент тренировался со специальной зеркальной и экранной технологией: на экране виртуальная рука двигалась, когда он активировал мышцы предплечья, отмечает Sös. После операции реабилитация началась сразу.
"Первые дни после операции мы осторожно двигали телом и руками, не нарушая кровообращение. Затем постепенно увеличивали активные движения. Это было невероятное ощущение, когда пациент уже через три дня мог двигать пальцами", – добавляет Тандруп.
Физиотерапевты и эрготерапевты работают с пациентом каждый день, реабилитация продлится несколько месяцев.
"Мы постепенно работаем над движением, силой и повседневными функциями – чтобы пациент мог сам есть, чистить зубы и мыть руки. Нервы растут примерно на миллиметр в день, поэтому восстановление чувствительности и мелкой моторики занимает время. Надеемся, что пациент сможет жить более самостоятельно и почувствовать себя целым снова", – объяснил руководитель отделения реабилитации клиники хирургии.