Он напомнил, что летом Гутерриш отказался приезжать в Швейцарию на Глобальный саммит мира, а в октябре он приезжал в РФ и встречался с нелегитимным президентом страны-агрессора Владимиром Путиным, несмотря на то, что Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина.
"ООН сейчас будет пытаться как-то выйти как можно лучше из этой негативной ситуации, но, на мой взгляд, это выглядит как окончательная деструкция ООН как международного института. Более того, сейчас ООН не оказывает влияния на те или иные кризисные ситуации. Она не может останавливать не то что войны, а стандартные эскалации небольшого размера. Что уж говорить о масштабных войнах в Восточной Европе", – сказал Подоляк.
По его мнению, у ООН нет инструментов, чтобы лишить права присутствия в своих структурах России, "демонстративно обнуляющей Устав ООН".
"Безусловно, этот визит не будет влиять ни на ход событий в войне, ни на позицию Украины, ни на позицию России, ни на формирование возможности провести переговоры, которые бы базировались на международном праве", – подчеркнул Подоляк.
Контекст
Поездка Гутерриша на саммит БРИКС 23 октября – второй визит в Россию во время полномасштабной войны. Решение генсека ООН посетить РФ раскритиковали Украина и Литва. В МИД Украины напомнили, что генсек ООН отказался приехать на первый состоявшийся в Швейцарии этим летом саммит мира и назвали поездку в Казань "неправильным выбором". Заместитель спикера генсека ООН Фархан Хак объяснил этот визит "стандартной процедурой".
25 октября источники AFP и "Украинской правды" сообщили, что президент Украины Владимир Зеленский отказал Гутерришу в визите в Киев из-за его поездки в РФ.
Факт встречи Путина и Гутерриша упоминала прессслужба Кремля, однако, не предоставила никаких подробностей.
Гутерриш оправдал свою поездку в страну-агрессор тем, что на саммите БРИКС он "призвал к справедливому миру в Украине в соответствии с Уставом ООН, международным правом и резолюциями Генеральной Ассамблеи", а на встрече с Путиным "отметил, что российское вторжение в Украину является нарушением Устава ООН и международного права права", и повторил тезисы, озвученные на саммите.