Семь стран, заявившие о разрыве дипломатических отношений с Катаром, следовали позиции Саудовской Аравии, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" украинский журналист, военный корреспондент, работающий в горячих точках Ближнего Востока, Юрий Мацарский.
"Все, кто последовал за Саудовской Аравией, всегда шли в фарватере ее внешней политики. Неожиданностью стал разрыв дипотношений непосредственно Катара и Саудовской Аравии. Все остальные страны уже подтянулись вслед за аравийцами. Катар на протяжении десятилетий пытался быть такой страной, которая дружила бы со всеми. К примеру, в Дохе велись переговоры между руководством "Талибана" и американцами. Сейчас же основные претензии Саудовской Аравии и ее сателлитов связаны со сближением Катара с шиитским Ираном. Аравийцы – главный конкурент Ирана за умы и сердца всех жителей Ближнего Востока. И судя по всему, Саудовская Аравия поставила Катар перед выбором: либо вы с Ираном, либо с нами", – отметил Мацарский.
По его мнению, Саудовская Аравия настояла, чтобы ряд стран поддержали ее решение о разрыве дипотношений с Катаром.
"От всех остальных стран региона Саудовская Аравия потребовала проявить лояльность к ней в данном вопросе. Поэтому все, кто близок к аравийцам, поступили точно так же – разорвали дипотношения с Катаром. Нужно понимать, что 95–98% территории Катара – это пустыня. Большая часть населения работает на газодобыче и нефтедобыче. Там безумные мощности. Работу они давали не только пакистанцам, индийцам и жителям Шри-Ланки, но также европейцам, американцам и канадцам. На высокие зарплаты заманивали специалистов высокого уровня. И многие граждане западных стран всерьез рассматривали вариант поехать в Катар, чтобы заработать там денег", – подчеркнул журналист.
Он считает, что теперь Катар еще больше сблизится с Ираном.
"Очевидно, теперь произойдет сближение Катара и Ирана. Обострение каких-либо конфликтов на Ближнем Востоке не зависит от того, что происходит между странами этого региона. Те, кто занимается обострением конфликтов, принципиально не принимают участия ни в каких переговорах. Те же представители ИГИЛ изначально заявили, что им просто неинтересно признание ООН, демократические процедуры, переговоры и так далее. Конечно, может произойти некое перераспределение потоков: кто-то будет получать больше, кто-то – меньше. Однако ожидать, что это как-то серьезно скажется на ходе войны, не стоит. Эти процессы мало связаны между собой и практически не влияют друг на друга", – резюмировал Мацарский.
5 июня восемь государств – Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Ливия, Мальдивы и Маврикий – заявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Они обвиняют катарские власти в поддержке деятельности йеменских повстанцев-хуситов, "спонсируемых Ираном" террористов, а также группировок "Аль-Каида" и "Исламское государство".
Катар также выведут из арабской антитеррористической коалиции, которую возглавляет Саудовская Аравия.
Financial Times писало, что власти Катара не отрицают выплату $1 млрд группировке, аффилированной с террористами из "Аль-Каиды", но связывают этот платеж с необходимостью освобождения заложников из числа высокопоставленных подданных эмирата.