Восемь лет назад, в сентябре 2011 года, бывшему главе Львовского апелляционного административного суда Игорю Зварычу вынесли приговор в виде 10 лет лишения свободы по обвинению в получении взятки в особо крупных размерах. Согласно материалам уголовного дела, открытого еще в конце 2008-го, он получил $100 тыс. за принятие нужного судебного решения.
В январе 2016 года, спустя семь с половиной лет заключения, Зварыч вышел на свободу по "закону Савченко" и дал свое первое интервью на воле интернет-изданию "ГОРДОН". В беседе бывший судья обвинил топ-политиков и чиновников Украины в фабрикации своего уголовного дела, а также упрекнул СМИ в подыгрывании власти.
Летом этого года Зварыч обратился в Оболонский районный суд Киева, который вынес ему приговор, с заявлением о пересмотре вердикта в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. В новом интервью "ГОРДОН" он рассказал, что это за вновь открывшиеся обстоятельства, почему на сбор этих доказательств ушло почти 11 лет и чем, по его мнению, это грозит известным политикам и экс-чиновникам, которых Зварыч называет "заказчиками" дела против себя.
Ющенко, Медведько, Кузьмин, Пшонка, Наливайченко, Онопенко, Матиос. Все вместе и каждый в отдельности фальсифицировали дело против меня
– В сентябре 2011 года Оболонский районный суд Киева огласил вам приговор – 10 лет лишения свободы. Сейчас, восемь лет спустя, вы снова в Киеве и снова в Оболонском райсуде, хоть и не на скамье подсудимых. Что случилось?
– Ничего, все по плану.
– Тогда почему вы снова появились в этом суде?
– В сентябре 2019 года в Оболонском суде должно было состояться заседание по моему заявлению в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, которые стали мне известны.
Еще с 2008 года (как только против меня началась грязная кампания) я постоянно утверждал, что тогдашний президент Украины Виктор Ющенко со своим окружением инспирировали уголовное дело против меня. Не просто инспирировали – сфабриковали! Я все время говорил: дело против меня заказное и фальшивое, но никто этому не верил.
Лишь теперь, спустя 11 лет, собрав письменные доказательства, я подал в суд заявление. Закон говорит: если устанавливаются новые факты и обстоятельства – они направляются в тот суд, который первым допустил ошибку. Таким был Оболонский районный суд Киева. Именно туда я подал свое заявление.
– Что именно вы требовали в своем заявлении: пересмотр дела и отмены приговора?
– И во время судебного процесса, и сидя за решеткой было почти невозможно собрать реальные доказательства фальсификации чиновниками дела против меня. Потому что эти доказательства были в распоряжении только таких учреждений, как Генпрокуратура, СБУ и суды. Представляете, кто был заказчиком моего дела?
– Вы называли фамилии тех, кого считаете заказчиком в нашем первом с вами интервью, которое дали сразу после освобождения.
– Да! Это тогдашние президент Ющенко, генпрокурор Медведько и его заместители Кузьмин и Пшонка, глава СБУ Наливайченко, председатель Верховного Суда Онопенко. 11 лет подряд, еще с 2008-го, я скрупулезно, понемножку собирал доказательства фальсификации дела и изложил их в своем заявлении в суд. Это маленькая атомная бомба, которая вот-вот взорвется в нашем интересном обществе.
В моем заявлении сформулированы и изложены факты относительно преступной организации, на вершине которой Ющенко, Медведько, Кузьмин, Пшонка, Наливайченко, Онопенко. Это вершина пирамиды, ниже – судьи, прокуроры и следователи ГПУ и СБУ. Все, включая Матиоса, который в то время возглавлял управление СБУ во Львовской области, и тогдашнего председателя Апелляционного суда Черновицкой области Алексея Черновского.
– Что-то подозрительно много тех, кого вы считаете "заказчиками" дела против себя...
– Кстати, Матиос, Онопенко и Черновский – каждый в свое время – работали в Черновцах. Поначалу я не мог понять, как они связаны, но теперь этот пазл сложился: они, так сказать, "черновицкие".
Все вместе и каждый в отдельности они фальсифицировали дело против меня. Это я могу четко сейчас заявлять с открытым забралом, не боясь, что кто-то из них меня обвинит во вранье. На протяжении этих лет они и не заявляли. Но, наконец, я собрал доказательства.
Я 75 суток беспрерывно голодал. Это было очень тяжело. Помню, как тогда иронизировали СМИ: так он же голодный, вот и съел 1629 страниц дела
– Что именно вы называете "доказательствами", которые якобы собрали против указанных выше бывших высокопоставленных чиновников?
– Я был осужден на основании доказательств по уголовному делу, которых ни я, ни суд в глаза не видели. Даже в нашем государстве, чтобы осудить, надо иметь хотя бы какой-то минимум доказательств. Законно собранных. Например, чтобы прослушивать телефон или ввести скрытое видеонаблюдение – нужно судебное решение. В те годы для этого требовалось постановление или решение председателя апелляционного суда (сейчас это делает следственный судья).
В моем уголовном деле на протяжении многих лет надлежащих судебных решений (чтобы СБУ в секретном режиме могла все это собирать) не было. Тогда система пошла легким путем. В предоставленных мною в суд доказательствах видно, что начальник управления СБУ Львовской области Матиос договаривается с председателем Апелляционного суда Черновицкой области Черновским о фальсификации письма в Оболонский районный суд Киева, которым были "узаконены" действия сотрудников СБУ в отношении председателя Львовского апелляционного административного суда Зварыча. Но самих решений суда на проведение прослушивания и видеонаблюдения никто не видел. Более того, их не было и в материалах дела! Выяснилось, их вообще не существовало.
– Во время суда над вами вы или ваш защитник обращали на это внимание судьи?
– Постоянно! Я в свое время хотел ознакомиться с этими решениями, но мне запретил тот же председатель Апелляционного суда Черновицкой области. Я никак не мог понять, почему именно в Черновцы обратились следователи за судебным решением на проведение секретных мероприятий относительно меня? Почему они не обратились, например, в Одессу, Харьков и так далее?