В немецкой Die Zeit два материала посвящены оценкам действий России, захватнически присоединившей к себе украинский Крым. Одна статья названа Diesmal hilft die Hitler-Keule, что можно вольно перевести как "Гитлеровской дубиной – сегодня". Однако не стоит спешить с трактовкой этого заголовка. Автор начинает с того, что министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сравнил действия Путина в Крыму с действиями Гитлера в Судетской области.
НЕТ, НЕ ГИТЛЕР
"Вольфганг Шойбле произнес имя Гитлера достаточно громко, чтобы его высказывание вызвало волну возмущения", – пишет издание. Сказано это было министром не где-нибудь, а на встрече со школьниками. Присоединение Крыма к России министр финансов сопоставил с методами, примененными нацистским режимом в 1938 году. "Так действовал Гитлер в Судетской области", – заявил Вольфганг Шойбле.
В Германии, даже по прошествии многих лет после краха гитлеризма, к теме относятся с осторожностью – в том плане, что далеко не у каждого язык повернется назвать кого-то Гитлером, который в Германии – абсолютное зло. "Все пошло не так гладко, пишет автор статьи в Die Zeit. – Не только потому, что проведенные параллели неуместны. А потому, что размахивая этой "риторической дубиной", министр напомнил о тех ужасах, которые делают Третий рейх единичным историческим прецедентом.
Автор вспоминает слова бывшего канцлера Гельмута Шмидта: "Адольф был харизматичным оратором, как и Оскар Лафонтен" и высказывание бывшего министра юстиции Германии Герты Дойблер-Гмелин, выразившейся о Джордже Буше-младшем: "При помощи войны в Ираке он пытается отвлечь внимание от внутриполитических проблем. Это излюбленный метод, так делал и Гитлер".
В статье сказано: "Это феномен не немецкого происхождения. Британцы, играя в футбол, думают о блицкриге, из уст американцев на политической арене частенько вылетает зловещее слово на букву "Г". Даже в Израиле Шимон Перес или Беньямин Нетаньяху указывают на национал-социализм, когда речь идет об иранской ядерной угрозе. И теперь вот — Шойбле. Опытный политик выдержит, когда в его адрес польются слова возмущения и требования извиниться. Министр финансов уже заявил, что не сравнивал Россию с Третьим рейхом и не сравнивал Путина с Гитлером".
Зато тут же приведены слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая высказалась так: "Я рассматриваю аннексию Крыма как отдельный случай".
ВООБЩЕ-ТО СМАХИВАЕТ
"Крым — не Судеты, а Россия – не нацистская Германия. Но захват Путиным Крыма приводит к аналогиям, которые оправдывают сравнение", – рассуждает автор статьи. Национал-социалисты утверждали, что чехи готовят резню трех миллионов судетских немцев, и аннексию области Гитлер обосновал необходимостью защитить соотечественников. Он уверял, что у Германии нет никаких территориальных претензий в Европе – однако всем известно, что было потом.
То, как Путин аннексировал Крым, издание Die Zeit называет "беспрецедентным случаем в европейской истории последних десятилетий". И снова приводит в пример события 1938 года. "На эту историческую параллель и указал Шойбле, он не сравнивал Путина с Гитлером. История не повторяется, но изучать ее можно и на сходстве", – утверждает автор материала. – "И если цитата Шойбле и сравнение с началом Второй мировой войны поможет понять драматизм сложившийся ситуации, значит, она того стоит".
ДИПЛОМАТИЯ – НЕ КАПИТУЛЯЦИЯ
В контексте этой статьи стоит рассматривать еще один материал этого же издания, опубликованный сегодня. Он вышел под заголовком Diplomatie heißt nicht Kapitulation. Итак, "Дипломатия – не капитуляция".
"Стали популярными ругательные выражения "человек, понимающий Россию", "человек, понимающий Путина", – пишет автор статьи. – Насколько быстро они вошли в лексикон, настолько быстро и уйдут из него, поскольку абсолютно неуместны". После чего – выражает недоумение по поводу того, что схожее выражение использовал известный политик Йошка Фишер (в конце девяностых–начале двухтысячных он был министром иностранных дел и вице-канцлером Германии). Недавно он, обрушившись на "наивный" Запад, заявил: "Москва воспринимает мягкость как одобрение".
"Эти слова звучат уничижительно и при этом очень абстрактны: они смешивают в одну кучу всех: старых сталинистов и борцов за мир, людей, занимающихся политикой, и крупных предпринимателей, циников и миротворцев. В действительности же эти слова обращены против людей, которые все еще надеются на то, что угрозу Украине со стороны России можно преодолеть с помощью дипломатии. Но если не с ее помощью, то как же еще?!" – пишет Die Zeit. И называет абсурдной логику писателя Инго Шульце, по словам которого нормальные люди должны испытывать презрение к тем, кто "понимает Путина".
"Неужели кто-то может сказать, что Ангела Меркель, которая несколько последних недель почти ежедневно общается с Путиным по телефону, "понимает" его? Наверняка она хочет понять, как с ним можно договориться о мирном урегулировании разразившегося кризиса, но это не мешает ей пытаться объяснить ему, что он нарушил международные правовые нормы, и что Запад будет решительно противостоять его дальнейшим действиям по такому сценарию", – автор статьи также приводит в пример знаменитых политиков Генри Киссинджера, Гельмута Коля и Гельмута Шмидта, которые тоже общаются с Путиным и призывают его "к разуму и сдержанности".
Автор подводит итог: подстрекательство в международной политике, на которую завязан треугольник Европа – Украина – Россия, недопустимо. Все должно решаться с помощью дипломатии, которая ни в коем случае не является синонимом капитуляции.