$39.47 €42.18
menu closed
menu open
weather +12 Киев

Киевлянка Хорошунова в дневнике 1941 года: По-прежнему везде полная бестолковщина, хотя уже прошла целая неделя с начала войны G

Киевлянка Хорошунова в дневнике 1941 года: По-прежнему везде полная бестолковщина, хотя уже прошла целая неделя с начала войны Баррикады в центре Киева, 1941 г.
Фото: borisfen70.livejournal.com
"ГОРДОН" продолжает серию публикаций из дневника Ирины Хорошуновой – художника-оформителя, коренной киевлянки, которая пережила оккупацию украинской столицы в годы Второй мировой войны. Этот документ – уникальное историческое свидетельство, не воспоминания, а описание событий в реальном времени. Редакция публикует дневник в те даты, когда его писала Хорошунова, которой в момент начала войны было 28 лет. Сегодня мы представляем читателям запись от 1 июля 1941 года.

1 июля 1941 г., вторник.

Под радио на улицах толпы народа. Слушают сообщения информбюро. Сегодня передают сообщение от 29 июня. Остановлено наступление танковых частей противника на Минском и Луцком направлениях. На Луцком – ожесточенные бои с танковыми соединениями противника. На всех остальных направлениях наши войска удерживают госграницу. Вчера образован Государственный комитет обороны. Состав: И.В.Сталин – председатель; В.М.Молотов – заместитель, К.Е.Ворошилов, Г.М.Маленков и Л.П.Берия – члены комитета. В руках Государственного комитета обороны сосредоточивается теперь вся власть. 

Мы ждем начала наступления, иначе немцы будут скоро у самой нашей старой границы, а это невозможно допустить.

Строительство земляной баррикады поперек ул. Лютеранской, на углу Крещатика, 1941 г. Фото: borisfen70.livejournal.com Строительство земляной баррикады поперек ул. Лютеранской, на углу Крещатика, 1941 г. Фото: borisfen70.livejournal.com

Нас несколько человек работало сегодня на пересыльном пункте. Это в помещении школы устроен пункт, куда прибывают красноармейцы, здоровые, а иногда и раненые, отбившиеся или потерявшие свою часть. На пункте они бывают сутки или двое, получают назначение или находят часть и отправляются дальше. Нам положено проводить там читки, делать выставки, организовывать коллективные игры. Ничего этого мы не делаем. На пункте грязь и теснота. Бойцы хотят только спать и есть. Они прибывают усталые, грязные, голодные. Питание их организовано еще плохо. Они сидят, лежат и спят прямо на полу, на скамьях и столах. Негде пройти, не только игры устраивать! Единственно, кого хорошо встретили – это двух девушек из нашего восточного отдела. Эти девушки говорят на всех тюркских языках, и все бойцы-нацмены обрадовались возможности поговорить на родном языке и объясниться с помощью переводчиц с начальниками пункта.

Привезли обожженных раненых. Один их них бился в припадке эпилепсии. На бойцов его припадок произвел удручающее впечатление. 

Ничего мы не помогли. Хотим снова проситься в госпиталь. Состояние растерянности не проходит. По-прежнему везде полная бестолковщина, хотя уже прошла целая неделя с начала войны.

Вечером хорошая сводка информбюро. Почти на всех направлениях наши войска остановили напор противника. 

Вечером копаем щели.

Предыдущая запись в дневнике – от 29 июня.

Редакция благодарит Институт иудаики за предоставленные материалы.

За идею редакция благодарит историка и журналиста, сотрудника Украинского института национальной памяти Александра Зинченко.