Начну с поэзии. Вспомним, как кричалка "Спасибо жителям Донбасса за президента-пидараса" (sic! из песни слов не выкинешь) завоевала популярность и превратилась в мем. В силлабо-тонической традиции русского стихосложения (а рассматриваемая благодарность вынесена на русском языке) размер данного стиха больше всего подходит под анапест, добавляющий слогу рассудительности – однако суть не в этом.
НЕУЖТО ЖИТЕЛИ ДОНБАССА
В Донецкой и Луганской областях, где расположен пресловутый каменноугольный бассейн, на момент рождения слогана проживало 6 млн 700 тыс. человек (сейчас – немногим меньше). Это почти столько же, сколько живет во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Хмельницкой областях, вместе взятых. А ведь к тем, кого благодарили за Януковича, можно причислить и жителей харьковского региона (2,7 млн), и кое-каких других. Неважно, что далеко не все они за него проголосовали, но логика выкрикивавших стишок объединила всех их в одну "быдломассу", лишенную сознательности. Это, должно быть, чертовски обидно. Конечно, дело не в этой хамской эпиграмме. К моменту популяризации рифмы (она всего лишь яркий пример явления) Украина и так успела превратиться в два огромных, плюющих друг в друга лагеря – населенных, подчеркиваю, гражданами одной страны. Возникновение этих лагерей и стало началом сепаратизма в буквальном значении этого слова (от лат. separatus, что значит "отделенный"). Хорошо постарались, безусловно, обе стороны.
Значит, главным шагом, который нужно предпринять, как бы пафосно и банально это ни звучало, должны быть усилия по восстановлению взаимного человеческого отношения между жителями разных регионов. И, судя по тому, как далеко зашла ситуация, усилия эти должны быть титаническими. Но это стратегия. Как это сделать – вот вопрос, отнюдь не риторический, а имеющий жизненную важность и требующий практического быстрого решения.
ВТОРОЙ СОРТ – НЕ БРАК
За три дня до подписания политических пунктов ассоциации с Евросоюзом глава правительства Арсений Яценюк выступил с обращением, адресованным населению юго-восточных районов страны. Премьер сообщил, что в регионах, где преобладают русскоязычные, русский язык по-прежнему будет иметь статус регионального, то есть фактически – пользоваться теми же правами, что и государственный (незадолго до этого соответствующий закон хотели отменить, что вызвало агрессивную панику на юго-востоке); что полномочия регионов расширят; что вопрос вступления Украины в НАТО не рассматривается вовсе (вот это, по мнению автора, напрасно, но что делать!); и что, несмотря на катастрофические обстоятельства в отношениях с Россией, правительство будет стремиться эти отношения наладить. Заявил это Яценюк в прямом смысле русским языком. И сразу же после его выступления чуть ли не нулевой рейтинг, имевшийся у этого политика на востоке, заметно вырос, а панические настроения там ослабли. Как видим, для этого понадобилось не так уж много. Это был абсолютно верный ход премьер-министра, который показал согражданам, живущим на востоке, что с ними считаются и не собираются устраивать в их отношении "апартеид". К тому же, заявление Яценюка значительно ослабило позиции российских провокаторов, делавших ставку на защиту "попранных" свобод собратьев.
Между тем и в Европе, где чутко реагируют на обстоятельства всяческой неполноценности, успели заметить: да, действительно, вышло так, что живущие на украинском юго-востоке ощущают свою второсортность. Швейцарская газета Tages Anzeiger ("Дневной вестник") выпустила свежую редакционную статью, которая так и называется: Bürger zweiter Klasse, "Граждане второго сорта".
Журналист, написавший этот материал, утверждает, что на востоке Украины большинство граждан не разделяют идеи присоединения к России, что митинги по этому поводу не носят массового характера, а "референдумы" объявляют никому не известные маргиналы, среди которых, не исключено, есть пособники российских спецслужб. При этом местные политики и бизнесмены стоят на стороне центральной власти, так что ни о каком "народном восстании" говорить не приходится. Однако, по мнению швейцарского журналиста, есть одно "но". И заключается оно как раз в том, что "многие восточные украинцы чувствуют себя гражданами второго сорта; они в своей массе говорят на русском языке, многие из них не доверяют нынешней украинской власти". Это ощущение второсортности в статье названо очень большой проблемой. "До настоящего времени Киев непростительно пренебрегал интеграцией русскоязычного населения. Оно рассматривалось как фактор риска – хотя жители восточных областей всегда оставались верными Украине". Издание советует украинской власти воспринимать страну в целом, а не только ее запад, население которого "с удовольствием стерло бы с лица земли Россию". "Ради сохранения в Украине мира Киеву нужно доверять всем регионам страны и предоставить им возможность самоуправления", – пишет Tages Anzeiger; а это уже выбило бы почву из-под ног российских агентов влияния, козырь которых – оправдание вмешательства РФ защитой интересов русскоязычных украинцев.
ПОРОХОМ ПРОПАХ
Актуальный момент в плане вопроса доверия к Киеву жителей востока настанет 9 мая. Министр культуры Евгений Нищук около двух недель назад заявил, что, вопреки домыслам, власти не собираются отменять праздник Победы. Тут представляется, что одного этого мало. К сожалению, этот день станет "критическим", и руководству страны нужно сделать все для того, чтобы избежать провокаций, устроить которые 9 мая проще простого.
Можно, конечно, надорвать рассудок, поминутно заглядывая в духовку, под стол, в холодильник, в ящик стола или в бардачок своего автомобиля в поисках прячущихся там бандеровцев. Но от исторически объективной истины никуда не деться: красно-черные флаги, которыми пестрела арена недавних событий – как бы эти цвета ни объясняли на Евромайдане, это флаги ОУН-УПА. С анархо-синдикализмом они имеют такую же опосредованную связь, как и со Стендалем. А отношение к Украинской повстанческой армии почитателей дня 9 мая известно. МВД должно не допустить никаких столкновений в День победы: это – задача минимум, к выполнению которой следует приложить максимум усилий.
Если заварится каша, могут ввести чрезвычайное положение, но при этом ни о каких выборах не может быть и речи
Идем дальше. Президент Польши Бронислав Коморовский недавно заметил, что ситуация у нас стабилизируется после выборов президента, намеченных на 25 мая. Наверно, с ним можно согласиться. Ведь демократично проведенные всеукраинские выборы сами по себе будут означать торжество идеи если не согласия, то законности. К тому же выборы, фигурально выражаясь, расчистят легитимное русло деятельности власти от тех наносов, на которых бурлит пена высказываний наподобие "эта власть – самозванцы". Так что нужно в лепешку расшибиться, но выборы в конце мая обеспечить. Опасность в том, что если заварится каша, вырастет вероятность введения чрезвычайного положения, но при ЧС ни о каких выборах не может быть и речи.
ПО-НЕАНДЕРТАЛЬСКИ ПРОСТО
Теперь вернемся к обещанным полномочиям для регионов. Первый президент Украины Леонид Кравчук тоже считает, что они необходимы для умиротворения страны, но – с существенной оговоркой: поле самоуправления должно законодательно исключать всякую возможность нарушения территориальной целостности государства. Вопрос суверенитета – прерогатива центра.
Автор не может себя отнести к числу сторонников российского оппозиционного политика госпожи Новодворской, но Валерия Ильинична в беседе с Gordonua.сom пару дней назад совершенно логично заметила, что за сепаратизм следует серьезно наказывать. "Российские танки пока далеко, а тюрьма – вот она, рядом!", – сказала она. И эту резкую женщину в данном случае можно только поддержать. Конечно, найдутся те, кто скажет, что свобода совести – это нежная субстанция, которая не терпит грубости, что если схватить мотылька за крыло – он погибнет, что мы, дескать, не в "совке" живем и так далее. Но, во-первых, речь сейчас идет о спасении страны, а во-вторых – внимание закона должно быть всенаправленным. Опасные тенденции нужно решительно пресекать, с какой бы стороны они ни распространялись: двойные стандарты тут не менее страшны. Никаких призывов к сепаратизму – но и никакого оружия: не только в руках сепаратистов, но и тех, кто называет себя защитниками государственности и при этом не входит в состав официальных силовых структур. Последние должны проявить бескомпромиссность в полном разоружении всех, кто незаконно владеет "стволами". Да и с факельными шествиями стоит быть аккуратней. Неважно, кем себя мнят сегодняшние факельщики, важно, кто вышагивал с факелами в тридцатых годах. Реакция юго-востока на подобные штуки опять же известна.
Получается, что, несмотря на всю парадоксальность, вопрос сближения левого и правого берегов Днепра-батюшки лежит на плечах силовых структур, а отнюдь не клубных просветительско-культурных организаций, которые показали свою несостоятельность в этом деле. Кстати, в силу своего происхождения нынешний министр внутренних дел просто обязан быть нетерпимым к любым проявлениям ксенофобии.
Со звериных неандертальских времен известна простая истина: если в огонь не бросать дров, он угасает. Так угаснет и наша гражданская размолвка. Дело даже не в каких-то уступках, а всего лишь в готовности хотя бы попытаться понять друг друга.
эпилог_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Зарисовка из жизни, точнее, из социальной сети. Один киевлянин рассказывает, как ему с подружкой поздно вечером где-то в районе центра встретилась толпа камуфлированных патриотов. "Слава Украине!" – приветствовали они парочку, пряча в этом пароле вопрос. Киевлянин в силу некоторых причин внутреннего рода не смог выдавить из себя положенный отзыв. Может, он просто счел, что взрослому свободному человеку не пристало разбрасываться словами по команде, а может, у него были свои соображения насчет героев. Но он все-таки сообразил, как разрядить неприятно затянувшуюся паузу и при этом не потерять лицо. "Слава Иисусу Христу, а Украине – мира и согласия!", – ответил он. Отсалютовав друг другу, эскадры с честью разошлись. Героям слава.