Теща довольна, или По следам ареста в Кабмине G photo icon

Теща довольна, или По следам ареста в Кабмине "Шок, который вызовут сегодняшние кадры, надо закреплять". 25 марта Сергея Бочковского (слева) задержали прямо на заседании Кабмина. Вместе с теперь уже бывшим начальником Госслужбы по ЧС был задержан и его зам Василий Стоецкий
Фото: Арсеній Яценюк / Facebook
Задержание главы Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого прямо посреди заседания правительства – это не такая уж и показуха, считает колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко. Публичность позора может предостеречь других и помочь власти сузить питательную среду для коррупции, пишет автор.

…Моя теща Галина Петровна внимательно просмотрела видео с арестом двух руководителей Службы чрезвычайных ситуаций и сказала:

– Молодцы! Одобряю!

– А вас не смущает, что их взяли прямо на заседании правительства? – спросил я. – А то вон в Facebook пишут: цирк, показуха, пиар, почему нельзя было это сделать не перед камерами?

Теща подумала и уверенно сказала:

– Не смущает. Другим неповадно будет! Вот увидишь: теперь кто-нибудь из коррупционеров убежит. Нервы не выдержат…

И она легко ударила ладонью по ручке кресла.

Мы переплюнули самого комиссара Каттани: надеваем наручники прямо на заседании Кабмина!

Устами тещи глаголет истина. Нет, я тоже вижу шероховатости и царапины на этом полотне. Как этического, так и эстетического характера. Во-первых, в композиционном подходе ощутим пиар-подход: дескать, вот мы какие, бескомпромиссные борцы с коррупцией! Помните, в сериале "Спрут" берут какого-то банкира, минуя несколько комнат, заполненных его клерками? Так вот мы переплюнули самого комиссара Каттани: надеваем наручники прямо на заседании Кабмина!

Второй пункт сомнений озвучил в Facebook председатель правления "Центра противодействия коррупции" Виталий Шабунин, сославшись на статью 208 УПК:

1. Уповноважена службова особа має право без ухвали слідчого судді, суду затримати особу, підозрювану у вчиненні злочину, за який передбачене покарання у виді позбавлення волі, лише у випадках:

1) якщо цю особу застали під час вчинення злочину або замаху на його вчинення;
2) якщо безпосередньо після вчинення злочину очевидець, в тому числі потерпілий, або сукупність очевидних ознак на тілі, одязі чи місці події вказують на те, що саме ця особа щойно вчинила злочин.

"Під який з цих пунктів підпадали дії затриманих? Піар наше всьо", – пишет Виталий, и с ним нельзя не согласиться. Тем более, что сомнения вызывает и общий фон: это вступление министра, диалог с премьером – и дефиле с наручниками, прямиком из шпионского кино. Этот передаваемый Яценюку документ, который он наверняка видел накануне, а сегодня изображал, что видит впервые…

Но, требуя объяснений от Арсена Авакова и его людей, пора перейти и к аргументам моей тещи – с моими углубленными комментариями.

Власти просто нужно выжить – задача непосильная, если не сужать питательную среду для коррупции

Итак, что мы имеем? Большая постсоветская страна пережила вторую за 10 лет революцию, затем оказалась вовлеченной в войну и тяжелейший экономический кризис. При этом во всех эшелонах ее власти по-прежнему кишит коррупция. Размах ее таков, что рухнуть может само государство; дефицит ресурсов у нее – катастрофический.

Таким образом, на данном этапе власть заинтересована в том, чтобы закон худо-бедно, но работал. Во-первых, это оценят западные партнеры. Во-вторых, воровство станет на порядок более осторожным. В-третьих, власти просто нужно выжить – задача непосильная, если не сужать питательную среду для коррупции.

А для этого нужно задерживать и сажать своих коррупционеров. С максимальным педагогическим эффектом: видеосъемками, показом по телевидению и вот таким, немного балаганным, стилем задержания.

"Страх Господень прибавляет дней", – сказано в библейских Притчах, и эти слова сказаны и о нашей ситуации. Недаром написал по поводу увиденного в Кабмине замминистра инфраструктуры Владимир Омелян:

"Цікавий Кабмін.
Цікаво було спостерігати.
Коли зайшла поліція, кожен подумав про своє".

Шок, который вызовут сегодняшние кадры, надо закреплять. Чтобы, выставляя сумму очередного отката, человек знал, что за ним, как за Бочковским и Стоецким, могут прийти прямо средь шумного зала. Что это увидит вся страна, включая родных и соседей, одноклассников сына или дочери. Что падать вниз придется тяжело и мучительно.

Без этого эффект посадок уменьшается в разы, постепенно сходя на "нет". Публичность же позора станет лучшим предостережением для тех, у кого страх может стать действенным предохранителем. Человек задумается, и кто знает – быть может, очередная взятка не попадет по назначению?

"Честному человеку жить везде безопасно", – сказал Эпиктет – а он как стоик знал, что сделать в наших силах, а что – нет. И если сегодняшнее шоу в Кабмине поможет кому-то осознать правоту этих слов – что ж, значит, показуха оказалась не такой уж показушной.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать