Роман Виктюк рассказал "Радіо Свобода", как во время российско-украинского вооруженного противостояния чувствует себя в России, а как – во Львове.
– Когда мне было семь месяцев и мама приходила на оперу Верди "Травиата" и садилась на балконе, то с первыми звуками увертюры я начинал драться – так хотел прийти в этот мир. Я уже потом спрашивал маму, когда был мой первый крик. Она мне ответила, что это была первая нота в увертюре великого Верди. Я на могиле Верди об этом рассказал и верю, что он меня услышал. Всегда, когда тяжелое положение, – я здесь, во Львове, в этом театре. Искусство зовет, искусство спасает, искусство – от Бога.
– Вот вокруг гуляют львовяне, в день открытия театрального сезона звучат музыка, пение, а большинство думает о том, что происходит на востоке Украины. Уместно ли искусство сейчас – спрашивают себя многие. Как в этих реалиях справляться со своими эмоциями?
– Надо продолжать верить только в одно: наше украинское предназначение на земле – быть святыми людьми. Поэтому у нас так много настоящих святых, и они подают свои знаки тогда, когда кто-то хочет нам сделать плохое или когда мы чувствуем боль. Когда эта боль у нас есть, они над нами со своей энергией, светом, и они кричат нам: "Вы все вытерпите!"
– Как Вам сегодня, когда между Украиной и Россией идет необъявленная война, живется в Москве?
– Поверьте, очень трудно... Но я делаю все, чтобы они знали, что я украинец.
– Могли ли Вы предположить, что две соседние страны будут воевать?
– Никогда, никогда. Но так должно было случиться, потому что эта энергия накапливается – медленно, без стыда и совести – и ждет той минуты, когда сможет взорваться. Для тех, кто начал эту братоубийственную войну, нет никаких предостережений, нет Бога. Там черт.
– Говорят, что война – это период очищения.
– Дай Бог, дай Бог...
– Вы во Львове носите сине-желтую рубашку – национальные украинские цвета. Можете себе так позволить ходить в Москве?
– У меня на дверях квартиры в Москве есть две желто-голубые вещи, и никто мне ничего не говорит. А ведь мой дом первый от Кремля, и у меня желто-голубые ленточки. Это правда.
– Не снимает никто?
– Нет. Я прилетел сюда во Львов и позвонил соседке в Москву, чтобы пошла и посмотрела на дверь, на эти ленточки. Услышал в ответ: "Ну что вы – конечно, кто посмеет..."
– Президент Владимир Путин – это русский народ. И наоборот, русский народ – это Путин. Так?
– Какой же Путин "народ"? Он от черта!