$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +5 Киев

"Беззаконие, клевета и ложь". Открытое письмо экс-министра обороны Ежеля Генпрокуратуре Украины G

"Беззаконие, клевета и ложь". Открытое письмо экс-министра обороны Ежеля Генпрокуратуре Украины Михаил Ежель: Надеюсь, в Генпрокуратуре найдутся профессионалы, способные остановить "правовой беспредел" в отношении меня!
Фото: Михаил Маркив / УНИАН

Михаил Ежель, занимавший пост министра обороны с марта 2010-го по февраль 2012-го, через редакцию "ГОРДОН" обратился с открытым письмом в Генеральную прокуратуру Украины, в котором назвал уголовные производства против себя политическим преследованием. На данный момент против Ежеля открыты два уголовных производства. В первом его обвиняют в выдаче незаконных поручений по оплате за счет бюджетных средств коммунальных услуг фирмам, которые обеспечивали армию питанием, и "нанесении материального ущерба государству в размере 42,9 млн грн". Второе уголовное производство касается попытки продать России два стратегических бомбардировщика Ту-95МС, ущерб, по данным следствия, составил более 24 млн грн. Согласно статьям обвинения, экс-министру обороны грозит от пяти до восьми лет тюрьмы. Публикуем открытое письмо Ежеля без правок и сокращений.

Обвинения в отношении меня беспочвенны, надуманны и имеют политический подтекст

"Каждый из нас надеется, что в нашей стране, которая так стремится к европейским ценностям, когда-нибудь восторжествует правда, людей перестанут делить на своих и чужих, перестанут преследовать тех, кто честно служил и работал на эту страну, независимо от того, кто стоял у руля, обратятся к истории нашего государства и, наконец, поймут, что раздор – это путь в никуда.

Ненависть, люстрации, посадка людей в мусорные баки – это только унижает нас в глазах человечества, если оно действительно думает о нас. Вот одна из моих последних историй, которая не то что унижает меня (того, кто, может, не очень много, но все-таки что-то сделал для этой страны), а показывает степень раздора, который сегодня стал нашей реальностью.

14 марта 2016 года из средств массовой информации мне стало известно о возбуждении против меня очередного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 367 УК Украины (в редакции ЗУ №3207 от 07.04.11).

Из содержания сообщения о подозрении от 24 февраля 2016 года (с которым я ознакомился через интернет и в социальных сетях) меня подозревают в том, что, находясь на должности министра обороны Украины, в конце июля 2011 года я подписал "Перечень военного имущества Вооруженных сил", которое может быть отчуждено (далее – перечень), сопроводительные письма и пояснительную записку к проекту распоряжения Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено", на основании которых, по мнению следователя, было осуществлено отчуждение двух тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-95МС по заниженной цене, что, опять же по мнению следователя, нанесло государству материальный ущерб на сумму 24 387 319,22 грн.

Считаю, что обвинения в отношении меня беспочвенны, надуманны и имеют политический подтекст, что является грубым нарушением норм закона и моих конституционных прав и свобод как человека и гражданина.

Следователь, составляя сообщение о подозрении, не учел ряд фактов и нормативно-правовых актов, руководствуясь не законодательством, а исключительно политическим аспектом – политическими тенденциями и политической целесообразностью избрания лица для предъявления подозрения.

Это подтверждается следующим:

1. В сообщении о подозрении следователь отмечает, что я не учел требования распоряжения президента Украины от 14.05.1998 №143 (с изменениями, внесенными распоряжением от 25.11.2000 №358) и указа президента Украины от 31.08.2004 №1027-13т, которые не давали оснований для включения в перечень двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, хотя имел реальную возможность организовать проверку юридических оснований такого включения.

Это не соответствует действительности, поскольку в официальной базе законодательства Украины указанные нормативно-правовые акты отсутствуют, то есть их нет в свободном доступе. А иначе тексты этих документов мне не доводились, я не имел реальной возможности знать об их существовании и, тем более, знать содержание этих документов. Их содержание мне не известно и сегодня.

2. В сообщении о подозрении следователь отмечает, что я "подготовил пояснительную записку к проекту распоряжения Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено", в которой в разделе №3 "Правовые аспекты" не указаны требования актов президента Украины по содержанию двух тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.

Министр обороны физически не в состоянии прочитать, изучить и проверить на соответствие законодательству все документы, которые подают ему на подпись

Очевидно, опытный юрист забыл или не хочет знать, что в Минобороны перечень разрабатывался и согласовывался в соответствии с требованиями законодательства, почти всеми структурными подразделениями, каждый из которых, согласовывая проект, отвечал за свое направление. Министр обороны физически не в состоянии прочитать, изучить и проверить на соответствие законодательству все документы, которые подают ему на подпись. Для этого и существуют и финансируются из бюджета различные службы министерства (по 30–40 человек в каждой).

Замечу, что министр подписывает только проект нормативно-правового акта, который сам по себе не имеет никакой юридической силы и никаких юридически-правовых последствий. В соответствии с постановлением КМУ от 18.07.2007 №950 "Об утверждении регламента Кабинета Министров Украины" все проекты нормативно-правовых актов, которые подаются в Кабинет Министров, проходят предварительное согласование с Минэкономики, Минфином, другими министерствами и ведомствами и обязательно с Минюстом, который дает заключение на соответствие проекта нормам законодательства.

То есть подписанные мной проекты перед подачей в Кабмин были согласованы и проверены на соответствие законодательству Минюстом. Далее проекты проходят юридическую экспертизу в секретариате Кабмина и только после положительного заключения о соответствии их законодательству, представляются на рассмотрение Кабмина. Думаю, эту процедуру должен был знать следователь.

Возникает так же вопрос, было ли известно о существовании вышеуказанных распоряжений и указа президента Украины в Воздушных силах ВСУ, Генеральном штабе ВСУ, юридическом департаменте МОУ, Министерстве юстиции, секретариате Кабмина? Или об этом должен был знать только лично один Ежель?

Таким образом, учитывая изложенное, можно сделать вывод, что следователем намеренно упущены все вышеизложенные правила с целью предъявления хотя бы каких-либо обвинений мне как члену предыдущего правительства, которое нынешняя власть считает "злочинним", а, значит, всех, кто там работал, преступниками, которых надо люстрировать в назидание потомкам – нашим детям и внукам, которым жить в этой стране.

3. Следователь указывает, что "утверждение перечня позволило Министерству обороны Украины осуществить отчуждение двух тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-95МС". Это не соответствует действительности, поскольку в перечень включены не два стратегических бомбардировщика Ту-95 МС, а два самолета Ту-95МС (планера), которые прошли демилитаризацию в 2000 году, о чем в Минобороны существуют соответствующие акты технического состояния, согласно которым самолеты, двигатели и оборудование не подлежат ремонту в связи с окончанием установленного срока эксплуатации, а агрегаты имеют коррозию и механические повреждения.

Демилитаризованные (то есть те, что потеряли боеспособность и в дальнейшем не могут использоваться по функциональному предназначению) самолеты Ту-95 МС до 2006 года содержались в Воздушных силах ВСУ вне штатно-табельной потребности и относились к избыточному военному имуществу.

Почему-то не заметил следователь, что еще в 2006 году (при министре обороны Гриценко) учет самолетов Ту-95МС был передан от Воздушных сил ВСУ в Центр учета избыточного военного имущества ВСУ по аттестату от 16.08.2006 №350/120/5/1267. А в 2005 году, тоже при министре обороны Гриценко, в перечень военного имущества Вооруженных мил, которое может быть отчуждено, были включены КПА, агрегаты, запасные части и наземное оборудование авиационного вооружения самолетов Ту-95 и их модификаций (позиция "авиационное вооружение" перечня военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 14.07.2005 №264-р (при премьер-министре Тимошенко). Как вы понимаете, без наземного оборудования эти самолеты мертвы.

И, наверное, самое главное: следователь не принял во внимание и тот факт, что впервые самолеты Ту-95 МС были включены в перечень военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено, еще в 2008 году (при министре обороны Еханурове и премьер-министре Тимошенко). См. позицию 106 (Ту-95МС в количестве 2 шт. 1987 года изготовления) перечня военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 06.08.2008 №1092-р.

Неужели мы дошли до того, что прокуратура может любому предъявить обвинение в том, чего не произошло, но могло бы произойти, если бы?..

Теперь несколько слов о продаже самолетов Ту-95 МС и цене продажи.

При составлении перечня движимого военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено, определяется опосредованная стоимость такого имущества на основании рассчитанной в соответствии с утвержденной Кабинетом Министров Украины методикой остаточной стоимости единицы или средней остаточной стоимости определенного количества военного имущества с одинаковым наименованием и качественным (техническим) состоянием.

Опосредованная стоимость движимого военного имущества носит информационный характер для уполномоченных предприятий (организаций) и может использоваться для определения прогнозного объема средств, которые поступят от реализации движимого военного имущества. То есть в подписанном мною перечне была указана только опосредованная стоимость самолетов Ту-95 МС.

Порядок реализации и оценки избыточного военного имущества определен "Положением о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных сил", утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.11.2000 №1919. В соответствии с порядком, реализацией военного имущества занимается не Минобороны, а уполномоченные организации, определенные Кабинетом Министров Украины. Оценку имущества определяют субъекты оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства.

То есть Минобороны не определяет цену продажи избыточного военного имущества и не занимается его продажей. А также, учитывая то, что на момент продажи самолетов Ту-95МС я уже не занимал должность министра обороны и никакого отношения ни к оценке самолетов, ни к их продаже и заключению договоров отчуждения не имел, обвинения в мой адрес, что самолеты Ту-95МС проданы, по словам следователя, "по значительно заниженной цене, согласно заключению экспертов, и нанесло материальный ущерб государству на сумму 24 387 319, 22 грн." являются безосновательными, незаконными, откровенной клеветой и ложью.

И, наконец, в предъявленном обвинении следователя указано, что возможное государство-покупатель могло заполучить стратегическое оружие, в том числе ядерное, с радиусом действия 12–15 тыс. километров, и является угрозой безопасности миру и могло привести к особо тяжким последствиям. Неужели мы дошли до того, что в нашей стране прокуратура может любому предъявить обвинение в том, чего не произошло, но могло бы произойти, если бы?..

Очень надеюсь, что в Генпрокуратуре найдутся специалисты, профессионалы, способные остановить этот "правовой" произвол и "беспредел"!".

Михаил Ежель


.jpg_209 Генеральная прокуратура Украины официально вызвала Ежеля на допрос в качестве подозреваемого 5 сентября 2016 года. Экс-министр обороны к следователю не пришел, а в интервью "ГОРДОН" заявил, что ни от кого не скрывается, живет в Минске и возвращаться в Украину не собирается, потому что ощущает угрозу жизни себе и своим близким