$41.31 €42.99
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages

Что потеряла украинская дипломатия в Женеве

Что потеряла украинская дипломатия в Женеве Четырехсторонний разговор Украина–Россия–ЕС–США в Женеве продолжался семь часов. Его итоги нельзя считать победой украинской дипломатии
Фото: armenpress.am

Результатом переговоров глав внешнеполитических ведомств Украины, России, США и Евросоюза стало недоумение и разочарование. В обнародованном документе никак не упоминаются ни аннексированный Крым, ни российская агрессия.

Содержание итогового документа, заявления сторон и некоторые нюансы проведения встречи не внушают оптимизма – резюмировал благотворительный фонд "Майдан иностранных дел", основанный дипломатами в январе этого года и возглавляемый Богданом Яременко в чине чрезвычайного и полномочного посланника первого класса. В Facebook он раскритиковал женевское соглашение, финальный текст которого мы приводим ниже. С этим дипломатом сложно не согласиться; также сложно не назвать занятую Западом позицию более чем умеренной, если не соглашательской, в отношении России – участницы переговоров, на которую украинские власти возлагают ответственность за ту самую эскалацию напряженности, и ставшую предметом рассмотрения на встрече.      

"Лавров может праздновать, – говорит украинский дипломат. – Начав переговоры в откровенно проигрышной позиции, он обернул все таким образом, что в итоговом заявлении участники не вспомнили слово "Крым". И встреча, как это следует из итогового заявления, касалась не российской агрессии, аннексии Крыма или хотя бы украинско-российской войны, а "ситуации в Украине. Такое впечатление, что не Россия напала, а Украина".

           Совместное дипломатическое заявление

  • Все стороны должны воздержаться от любого насилия, угроз или провокаций. Участники встречи решительно осуждают любые проявления экстремизма, расизма и религиозной нетерпимости, включая антисемитизм, и рассматривают их как неприемлемые.
  • Все незаконные вооруженные группы должны быть разоружены, все незаконно захваченные здания должны быть возвращены своим законным владельцам, все незаконно занятые улицы, площади и другие общественные учреждения в украинских городах должны быть освобождены.
  • Амнистия гарантируется всем, кто покинет занятые здания, другие общественные места и сложит оружие. Исключение составляют те, кого признают в совершении преступлений, наказываемых смертной казнью.
  • Ведущую роль в поддержке украинских властей и местных сообществ в реализации мер по деэскалации напряжения там, где это требуется больше всего, будет отведена специальной миссии наблюдателей ОБСЕ, которая начнет работать в ближайшие дни. США, ЕС и Россия обязуются оказывать миссии ОБСЕ поддержку, среди прочего, направляя своих наблюдателей.
  • Конституционный процесс, о котором идет речь, будет содержательным и прозрачным. Он предполагает широкий общенациональный диалог во всех областях Украины с рассмотрением и внесением поправок.
  • Участники встречи подчеркивают важность экономической и финансовой стабильности в Украине и готовы обсуждать ее поддержку после того, как будут предприняты вышеизложенные шаги.

                                                         Женева, 17 апреля 2014 года. США, ЕС, Украина, Россия

Однако возникает вопрос – чего в действительности ждали украинские дипломаты от этой встречи? Общий настрой наших западных партнеров известен: они поддерживают Украину настолько, что были готовы пойти – и пошли – на введение санкций против России. Но неужели кто-то думал, что опытнейший российский министр иностранных дел Сергей Лавров поедет на встречу, чтобы быть там публично высеченным и привезти в подарок Путину заверенное европейско-американскими подписями звание агрессора? Представляется, что его украинский коллега Андрей Дещица не был настолько наивен в ожиданиях. Каждый из четверки прекрасно понимал и понимает: хоть во времена Талейрана, хоть в нашу безликую пору всяческой политической корректности у министров иностранных дел, во-первых, не принято говорить умополагаемое; вместо этого, во-вторых, расчет принято строить на негласном праве сильного. Как бы нам, украинцам, ни было обидно, но наша страна не принадлежит к мускулистой категории.    

К слову, о давнишних временах. По мнению бывшего министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, изложенном в его статье, опубликованной в "Зеркале недели", подписанное в Женеве соглашение возобновляет практику XIX века, когда "судьбу стран и даже кандидатуры их лидеров определяли на международных конференциях". Экс-глава МИД сетует, что это был диалог не с Украиной, а об Украине: "Вопросы, которые Украина должна была бы решать через применение внутренних конституционных, демократических процедур, ей навязываются извне. Следовательно, согласие на этот документ создает для ключевых международных игроков правовую почву для решения за нас того, что мы должны сами для себя определять". И в этом состоит главный негативный момент Женевы.   

Что касается пункта об освобождении захваченных зданий, то Богдан Яременко выразился в том духе, что если Эштон, Керри и Дещица считают этот пункт своим достижением, то Лавров очень скоро им объяснит, что не понимает, каким образом это может касаться России. А насчет амнистии участников этих захватов написал следующее: "На основании чего Дещица подписался под тем, что террористы будут амнистированы, я надеюсь, он пояснит Верховной Раде, так как это ее компетенция. Одним словом, делегация Украины похожа на десантников, отдавших оружие террористам, перед тем, как с позором отступить".

При всем этом комментаторы пока никак не отозвались о последнем пункте итогового заявления. Толковать же его можно по-разному. В пессимистической трактовке он выглядит так: Украина не получит денег от Запада, пока не наведет у себя порядок.

Что в этой ситуации следует предпринимать? Константин Грищенко считает, что необходим прямой диалог с Россией – как бы это ни было сложно в условиях, когда она оккупировала часть нашего государства. И в этом диалоге должны быть задействованы аргументы, которые бы убедили, что продолжение нынешней политики Россией обернется потерями прежде всего для нее самой. "Надеяться, что Запад все решит с Россией за нас, значит, идти дорогой, которая ведет к новому Мюнхену. Тогда Прага полностью полагалась на Лондон и Париж, а результат всем хорошо известен", – считает бывший министр иностранных дел. Его коллега-дипломат Богдан Яременко так оценил результативность женевской встречи: "Деньги, потраченные на командировку Дещицы в Женеву, было бы лучше пожертвовать на спасение пингвинов".