12 января 2015 года Национальный банк Украины (НБУ) сообщил, что по состоянию на 1 января 2015 года объем международных резервов государства составил 7,533 миллиарда долларов США. Полгода назад, в июле 2014-го, резервы составляли больше 16 миллиардов долларов.
В начале января 2015 года, когда данные НБУ еще не были обнародованы, российский экономист, старший научный сотрудник вашингтонского Института Катона Андрей Илларионов в интервью изданию "ГОРДОН" заявил, что "дефолт Украины практически неизбежен. Он наступит в конце января, максимум в феврале 2015 года". Эксперт рассчитал: к началу нового года международные резервы Украины составят около 7,5 миллиарда долларов, что в сочетании с дефицитом госбюджета и увеличением удельного веса госрасходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 53% до 67% означает "самоубийство украинского государства".
В своей новой статье Илларионов предлагает конкретные шаги для сокращения госрасходов Украины, что поможет избежать дефолта и начать экономический рост.
Чтобы избежать дефолта, необходимо перекрыть все бюджетные и квазибюджетные дыры
– Вчерашнее сообщение Национального банка Украины о величине международных резервов на конец декабря 2014 г. в целом подтверждает предварительную информацию об основных источниках утраты валютных резервов в последние месяцы и, следовательно, идентифицирует главные направления самых срочных действий украинских властей (если они все же решатся на них) по недопущению наступающего дефолта. Чтобы избежать его, необходимо перекрыть все бюджетные и квазибюджетные дыры, через которые в октябре–декабре 2014 г. из валютных резервов "утекло" почти 9 млрд долл., или в среднем примерно по 3 млрд долл. ежемесячно.
"Нафтогаз"
В декабре 2014 г. на оплату импортированного газа было израсходовано 1,65 млрд долл., что составляет две трети от всего снижения резервов. Дефицит бюджета "Нафтогаза", по разным оценкам, составляет от 4% до 7% ВВП. Без залатывания этой дыры надеяться на стабилизацию государственных финансов невозможно. Начинать, конечно, надо было, самое позднее, прошлой весной, когда страна находилась в гораздо более благоприятных условиях, – по крайней мере, тогда, когда реформа "Нафтогаза" была рекомендована украинским властям к немедленному осуществлению Кахой Бендукидзе и автором этих строк. В нынешних условиях остался, увы, практически единственный метод, способный дать результат незамедлительно, – полная ликвидация бюджетных субсидий и повышение тарифов на потребляемый газ до уровня, обеспечивающего балансирование доходов и расходов "Нафтогаза" и, следовательно, ликвидацию его дефицита. Такое повышение тарифов приведет к чувствительному сокращению потребления газа, какое в расчете на доллар произведенного ВВП в Украине сегодня превышает аналогичные показатели в Европе примерно в 4,5 раза. Снижение спроса на импортируемый газ и оплата остающегося импорта (если таковой, конечно, останется) самими потребителями закроют одну из самых крупных дыр в украинских государственных финансах.
НБУ
В декабре НБУ потратил на валютные интервенции 831 млн долл. Массированные интервенции на валютном рынке, а также административные ограничения на приобретение иностранной валюты, множественность валютных курсов и быстрое распространение черного рынка валюты свидетельствуют о том, что нынешний курс гривны искусственно завышен. В такой ситуации единственный выход – немедленная, полная и безусловная либерализация валютного рынка, устранение всех ограничений на валютные операции, отказ НБУ от валютных интервенций и иных видов валютных субсидий. Неизбежное в результате этих действий снижение курса гривны приведет к существенному ослаблению спроса на валюту и перекроет второе направление утечки валютных резервов.
Дефицит бюджета
Несомненно, что главным источником утраты валютных резервов является дефицит бюджета расширенного правительства, финансируемый, в частности, квазибюджетными кредитами НБУ, рано или поздно оказывающимися на валютном рынке и тем самым осуществляющими интенсивный "дренаж" национальных валютных резервов. По последним оценкам Института международных финансов, бюджетный дефицит в 2014 г. достиг 12% ВВП. По предварительным расчетам, бюджет, предложенный Кабмином и утвержденный Верховной Радой 29 декабря 2014 г., предусматривает дефицит в размере не менее 15% ВВП. Однако оценки потребностей страны во внешнем финансировании колеблются от 30-32 млрд долл. (правительство) до 50 млрд долл. (Дж.Сорос). Это означает, что реальный дефицит бюджета всего расширенного правительства в 2015 г. на самом деле ожидается в пределах от 25 до 43% ВВП. Как уже отмечалось, такой размер бюджетного дефицита при попытке увеличения государственных расходов до запланированного в законе о бюджете уровня в две трети ВВП означает несомненный суицид украинского государства.
Бюджет для Украины в 2015 г.
В силу сказанного выше абсолютным императивом бюджетной политики Украины в 2015 г. становится достижение нулевого бюджетного дефицита, безусловное полное балансирование доходной и расходной частей государственного бюджета.
Наряду с этим существуют еще, как минимум, два важнейших приоритета бюджетной политики. Первый из них – необходимость запуска экономического роста в Украине, для чего необходимо хотя бы немного сократить нынешнее непомерно тяжелое налоговое бремя. Второй – необходимость обеспечить требуемый уровень расходов на оборону, гарантирующий внешнюю безопасность страны. Одновременное следование этим трем приоритетам позволяет обрисовать каркас бюджетной политики расширенного правительства Украины в 2015 г.
Скриншот: iea.ru
Предлагаемый эскиз бюджета-2015 позволяет достичь следующих целей:
– полностью ликвидировать бюджетный дефицит, тем самым остановить растрату валютных резервов и создать необходимые макроэкономические условия для восстановления умеренной финансовой поддержки Украины со стороны внешних кредиторов;
– сократить налоговое бремя на 4,6 процентного пункта ВВП, тем самым посылая минимально необходимые сигналы бизнесу, работающему в Украине, для возобновления инвестиционного процесса и экономического роста;
– увеличить расходы на оборону до минимально необходимого уровня – 5% ВВП, что позволит обеспечить базовые условия безопасности страны в условиях внешней агрессии;
– сократить все иные (необоронные) расходы до 32% ВВП, что также создаст благоприятные условия для возобновления экономического роста. Величина необоронных расходов в 32% ВВП и всех государственных расходов в 37% ВВП по-прежнему являются недопустимо высокими для страны такого уровня экономического развития, как Украина. Эти показатели намного выше, чем соответствующие индикаторы большинства стран мира с аналогичными и близкими показателями ВВП на душу населения. Дальнейшее сокращение неэффективных государственных расходов – дело бюджетов следующих лет.
Подготовка государственного бюджета в соответствии с предложенными приоритетами, принципами и критериями и его оперативное утверждение Верховной Радой в ближайшие недели позволило бы избежать растраты валютных резервов и дефолта украинского правительства, обеспечить минимально необходимый уровень обороноспособности страны, восстановление умеренного внешнего кредитования, не ведущего к излишне обременительному увеличению государственной задолженности, а также создать базовые условия для возобновления в стране экономического роста.