Первые сообщения об использовании оккупантами животных в качестве военного транспорта появились еще в 2023 году. Тогда пропагандистские СМИ страны-агрессора, в частности "Башинформ", начали публиковать информацию о лошадях на позициях. В настоящее время эта практика продолжается.
Пегов утверждает, что использование лошадей – это хитрый ответ на "технологический тупик" современной войны. По его словам, кони не наступают на магнитные мины, видят в темноте и быстро преодолевают расстояние без дорог. Пропагандист рассказал об обучении "кавалеристов" в 51-й армии РФ, где оккупантов обучают верховой езде вместе со стрельбой из дробовика.
"В ближайшее время мы станем свидетелями исторического возвращения российской конницы в строй", – пафосно заявил он.
Впрочем, западные эксперты считают, что эта тактика "родилась скорее от отчаяния, чем из креативности", писала в марте 2025 года NYPost. Газета отмечала, что российские войска пытаются применить тактику XV века в войне XXI-го, чтобы, в частности, уклоняться от беспилотников. Но это выглядит так, будто в Москве заканчиваются грузовики и бронетехника, и она вынуждена полагаться на комически устаревшую тактику, используя призывников из российских национальных меньшинств, говорилось в материале.
Бывший советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко в феврале опубликовал видео российских солдат на лошадях с комментарием: "Вторая армия мира" откатывается ко временам Российской империи. Эти солдаты из Республики Саха сражаются на украденных лошадях, пока Москва наполняет казну доходами от их алмазов, золота и нефти".
"World's second army" in all its glory. Рушать вверх по поводу российского эмпира - объединиться с cavalry and drafting representatives of national minorities as cannon fodder.
Эти волшебники являются из республики Сакхи, в регионе невероятно rich в природных ресурсах.… pic.twitter.com/FNFQoioT2S
"Бойцам выдали осла для подвоза боеприпасов на "передок". А как вы хотели? Автомобили нынче в дефиците!" – написал в начале года российский блогер-пропагандист Кирилл Федоров и подчеркнул, что животное предоставило военное руководство, а не волонтеры.
Он привел также документ минобороны РФ от 1999 года, согласно которому лошади, ослы, верблюды и даже ездовые олени официально входили в список транспортных средств армии. Правда, документ утратил силу в 2014 году, но традиции в российской армии сохранились.
Другие "военкоры" также публиковали фото российских "боевых ослов" и шутки по этому поводу: предоставленный "транспорт" показался странным даже самим оккупантам.
Kyiv Post опубликовало скрин переписки одного из оккупантов, который рассказывал: "Они везут нам ослов, настоящих ослов! Четыре штуки. Не знаю, как они их поделят. Они используют ослов для перевозки боеприпасов. Приказано построить для них загон. ХХІ век – мы собираемся воевать на ослах".
Российские политики также подтверждают использование животных на фронте, хотя уверяют, что такая практика не массова. Генерал-лейтенант Виктор Соболев, член комитета по обороне Госдумы РФ, в феврале 2025 года признал серьезные проблемы с логистикой в комментарии "Газета.Ru": "Сейчас очень большие сложности с обеспечением подразделений боеприпасами, военно-техническим имуществом, продовольствием". По его словам, использование ослов и лошадей – это "нормально", и "в этом нет ничего плохого".
В украинской армии конные перевозки широко не используются, но один задокументированный случай тоже есть. В марте 2023 года ТСН сообщала об эвакуации с передовой осла по кличке Хаймарс. Правда, его бойцам не выдало руководство – он сам присоединился к рядам ВСУ в селе на линии фронта, из которого уехали почти все жители и некому было кормить животное. Хаймарс помогал перевозить боеприпасы, нося по два ящика за раз пятикилометровым маршрутом. Но его служба длилась недолго: оказалось, что осел демаскирует позиции, объедая всю зелень вокруг. "И еще разведка сказала, что по ту сторону реки уже и кадыровцы есть, а вы знаете, как они к ослам... Решили эвакуировать", – смеялись бойцы. Чтобы эвакуировать осла, понадобилась целая спецоперация, но в конце концов он поселился в Одессе, говорилось в материале.