Правила, обнародованные NPR та CNN:
- запрещают журналистам получать или использовать любую неавторизованную информацию, даже если она несекретная;
- ограничивают передвижение по зданию Пентагона – только несколько коридоров вместо свободного доступа;
- требуют носить дополнительные ярко-красные бейджи поверх обычных пресс-пропусков;
- предусматривают, что журналисты, которые сообщат о новостях без предварительного одобрения Пентагона, могут быть признаны "угрозой безопасности" и потерять аккредитацию.
В Ассоциации прессы Пентагона заявили, что новая политика "затыкает рот сотрудникам Пентагона и угрожает репрессиями репортерам, которые ищут информацию, не одобренную для обнародования".
"Это не журналистика. Журналистика – это выйти, найти историю и получить все факты, которые ее подтверждают", – сказал генерал в отставке Джек Кин, критикуя попытки властей "кормить журналистов информацией с ложечки".
Организация "Репортеры и редакторы военной тематики", которую цитирует CNN, назвала политику Пентагона в отношении СМИ "беспрецедентной атакой на первую поправку к конституции и на американский народ, который заслуживает точной информации о том, как финансируется и управляется крупнейшая в мире армия за их налоги".
Хронология конфликта
В январе, сразу после вступления Хегсета в должность министра обороны (переименованного впоследствии президентом США Дональдом Трампом в министерство войны), крупнейшие СМИ, по информации CNN, были выселены из постоянных рабочих помещений в Пентагоне. В рамках так называемой программы ротации их офисы предложили небольшим и откровенно провластным изданиям. В феврале закрылся зал для брифингов, представитель минобороны Шон Парнелл, близкий друг Хегсета, провел лишь одну пресс-конференцию.
В марте сам Хегсет был обвинен в ненадлежащем обращении с секретной информацией после того, как отправил детальные планы военной операции в Йемене в групповой чат Signal, где находился главный редактор The Atlantic Джеффри Голдберг, что вызвало шквал критики и насмешек в адрес министра.
В конце мая Хегсет анонсировал "дополнительные процедуры аккредитации в интересах национальной безопасности". Ключевые части здания Пентагона стали недоступны для журналистов без официального сопровождения.
20 сентября Пентагон напрямую потребовал того, что СМИ назвали "присягой". NPR получила 17-страничный документ с новыми правилами. В тот же день Хегсет написал в Х, что "пресса не управляет Пентагоном – управляет народ".
"Прессе больше не позволено бродить по коридорам охраняемого объекта. Носите бейдж и соблюдайте правила – или идите домой", – было сказано в его посте.
The “press” does not run the Pentagon — the people do. The press is no longer allowed to roam the halls of a secure facility. Wear a badge and follow the rules — or go home. pic.twitter.com/nkG1m6bW3z
— Pete Hegseth (@PeteHegseth) September 19, 20258 октября после переговоров с редакциями Пентагон пересмотрел формулировки, но для большинства изданий они остались неприемлемыми. Подписать правила военные требовали до конца рабочего дня 15 октября.
CNN и NBC News констатировали, что более 35 медиа в итоге отказались подписывать соглашение. Среди них: ABC News, CBS News, CNN, Fox News, NBC News, The New York Times, The Washington Post, Associated Press, Reuters, NPR, The Atlantic, Bloomberg, The Wall Street Journal, The Guardian, Politico, а также консервативные Newsmax, Washington Examiner та The Daily Caller. Журналисты начали сдавать пресс-пропуска, отмечал CNN.
Единственным изданием, публично принявшим правила, стала ультраправая сеть One America News Network (OANN). Хегсет отреагировал в Х на заявления ведущих СМИ эмодзи руки, машущей на прощание.
"Это прямая атака на независимую журналистику именно там, где независимый контроль наиболее важен: в военном ведомстве США. Ограничение доступа не защищает национальную безопасность. Оно подрывает общественное доверие", – отреагировал на события президент Национального пресс-клуба Майк Бальзамо.
Что дальше?
Главный редактор издания Inside Defense Тони Бертука, когда шел сдавать свой бейдж, так оценил произошедшее (цитата по CNN): "Военная тематика – это всегда о деньгах. С бюджетом [Пентагона] в $1 трлн они не смогут спрятаться. И я не собираюсь прекращать свою работу".
Украинский журналист Остап Ярыш, работающий в США, отметил в Facebooк, что лишившиеся аккредитации репортеры продолжат освещать тему Пентагона, но за пределами здания это намного сложнее.
"Работать с источниками, очевидно, также станет сложнее. Если Пит Хегсет и его команда не пересмотрят правила, вполне возможно, что будут судебные иски. И похоже, что министерство войны все-таки решило встать на тропу войны", – написал он.
Интересно, что инициатор войны с прессой – сам бывший сотрудник СМИ. Хегсет в течение 10 лет вел программу Fox & Friends Weekend на телеканале Fox News. Еще до вступления в команду Трампа и скандала с добавленим в чат главного редактора The Atlantic он стал героем многих публичных скандалов, освещаемых журналистами.
Так NBC News сообщало, что он беспокоил коллег по телеканалу злоупотреблением алкоголя – об этом заявили 10 человек. The New Yorker публиковал расследование о многочисленных обвинениях против Хегсета во время его работы в двух некоммерческих ветеранских организациях, включая частое появление в пьяном виде на публичных мероприятиях. В 2017 году против него было выдвинуто обвинение в сексуальном насилии, которое он отрицал, сообщала NPR. Кроме того, CNN писал о романе Хегсета с продюсером утреннего шоу на Fox Дженнифер Раучет во время его второго брака.