Продюсер фильма "Зима в огне": За границей убеждены, что американец Афинеевский бегал с камерой по Майдану, а правда в том, что он просто взял диск с чужими съемками G

Продюсер фильма "Зима в огне": За границей убеждены, что американец Афинеевский бегал с камерой по Майдану, а правда в том, что он просто взял диск с чужими съемками Пелешок: Мир должен узнать, что "Зима в огне" именно украинский, а вовсе не американский фильм
Фото из архива Павла Пелешка
Фильм "Зима в огне" о событиях Евромайдана в Киеве, получивший приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто и номинировавшийся на "Оскар", невозможно показать в Украине. Один из создателей картины Павел Пелешок в интервью изданию "ГОРДОН" рассказал, что режиссер Евгений Афинеевский без согласия команды продал картину американскому дистрибьютору Netflix. Теперь, чтобы легально смотреть фильм, украинцам придется платить.

Фильм о событиях Революции достоинства в Украине "Зима в огне" стал открытием 2015 года. Он получил приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм на кинофестивале в Торонто и попал в пятерку документальных фильмов – номинантов на "Оскар". Но в Украине эту картину в кинотеатрах и даже по телевидению в ближайшее время вряд ли покажут, считает оператор и продюсер фильма, один из основателей UkrStream.tv, а ныне офицер Вооруженных сил Украины Павел Пелешок. В интервью изданию "ГОРДОН" он рассказал, что в нарушение прежних договоренностей режиссер Евгений Афинеевский продал права на прокат американскому дистрибьютору Netflix. Теперь доступ к ленте можно получить только на этом платном канале.

Украинская команда, работавшая над фильмом, заявила о нарушении своих авторских прав. Пелешок утверждает, что Афинеевский получил доступ к отснятому видеоматериалу на том условии, что фильм останется некоммерческим, доступным для всеобщего показа и будет продвигаться именно как украинский продукт. В итоге все вышло наоборот. Конфликт между украинцами и американцами, работавшими над картиной, разгорелся еще осенью, когда стало известно о сделке с Netflix. Но Афинеевскому и его сторонникам удалось погасить споры, ссылаясь на то, что публичное обсуждение может навредить картине, а тогда она имела все шансы попасть на “Оскар”. Вернуться к обсуждению проблем участники проекта решили после церемонии.

В январе 2015 года американец российского происхождения, голливудский режиссер Евгений Афинеевский дал интервью изданию "ГОРДОН". Он признавал, что команда, в которой были и украинцы, и американцы, приложила "титанические усилия" для создания киноленты. Режиссер рассказывал, какое впечатление на него произвели политики и люди на Майдане, как он лично вел съемки событий, как общался с титушками и был ранен во время штурма. Уверял, что полученные травмы и спустя два года дают о себе знать. Афинеевский признавался, что очень переживал по поводу собственной безопасности, поэтому когда "уходил с Майдана, всегда вынимал батарейку из своего мобильного, заворачивал ее в фольгу", чтобы его не отследили спецслужбы. Между тем, как уверяют украинские операторы, Афинеевского на Майдане не было. Он впервые приехал в Украину весной 2014 года, когда основные события разворачивались уже в Крыму и на Донбассе.

Я лично спросил Афинеевского, почему фильм в итоге получился не украинский. И услышал ответ: “Тогда он не смог бы номинироваться на “Оскар”

– Почему вдруг возникли споры об авторстве в команде, которая работала над фильмом "Зима в огне"?

– Я сразу хочу оговориться, что конфликта в украинской команде, работавшей над фильмом, нет. Есть разногласия с режиссером Евгением Афинеевским.

Полгода назад мы с Юрием Иванишиным (сопродюсер картины) вернулись из АТО. Наш партнер из UkrStream.tv, который мониторит англоязычные СМИ, сообщил, что Афинеевский рассказывает во всех интервью, в том числе мировым изданиям, что был на Майдане с момента избиения студентов до массового расстрела людей на улице Институтской, что у него контузии, астма от газа, ранения, посттравматический синдром и в него летели пули... Мы были в шоке! На самом деле он приехал, когда в Киеве установилась мирная жизнь. Это может доказать пограничная служба – контроль на въезде еще никто не отменял. Даже пролистав его страницу в Facebook, можно увидеть, как он постил в соцсетях приглашения на вечеринку в гостиницу Hyatt в восточном Голливуде, в момент когда на Майдане хоронили героев Небесной сотни, а в самые горячие дни чекинился в фитнес-центре Беверли Хилс. Я считаю, такая откровенная ложь режиссера и кинокартина о Революции достоинства – несовместимы.

Запись Афинеевского в Facebook за 21 февраля 2014 года, в которой он отмечен как гость клуба в Западном Голливуде. Фото: Скриншот / Facebook Запись Афинеевского в Facebook за 21 февраля 2014 года, в которой он отмечен как гость клуба в Западном Голливуде. Фото: Скриншот / Facebook

– Почему же вы сразу все не рассказали?

– Тогда нас удержала линейный продюсер Галина Садомцева, мол, сейчас скандалить нельзя, потому как до премьеры две недели. Скандал похоронит картину, а у нее есть шанс попасть на "Оскар". Мы потом расскажем правду. На том и договорились: все объявим после "Оскара". Пришло время снимать маски.

Досадно, что Афинеевский, делая фильм о Майдане, общался с его участниками, а главного так и не понял. На Майдане основой было доверие. Там не было людей, которым нельзя было верить. Под влиянием этих эмоций мы упустили формальности, и он этим воспользовался. У многих украинцев из-за войны обостренное чувство справедливости. И я не исключение. Возмущает, что в США этот фильм везде представлялся как американский о событиях в Украине. Я убежден, что мир должен узнать, что это именно украинский, а вовсе не американский фильм.

Пелешок: Фото Пелешок: Возмущает, что в США фильм "Зима в огне" везде представлялся как американский о событиях в Украине. Фото из архива Павла Пелешка

– А что в этом плохого? Ведь Афинеевский действительно американский режиссер…

– Это плохо для перспектив украинских документалистов, продюсеров, операторов, режиссеров. Я говорил с людьми в США и Европе об этой ленте, и могу сказать, что в глазах международной профессиональной среды все украинцы выглядят как хорошие исполнители, фрилансеры, но не более того. За границей убеждены, что американский режиссер Афинеевский всю зиму во время Революции достоинства, рискуя жизнью, бегал с камерой по Майдану и еще руководил 28 операторами. А правда в том, что американский режиссер просто взял жесткий диск с чужими съемками и весной 2014 года записал несколько интервью.

Я лично спросил Афинеевского, почему фильм в итоге получился не украинский. И услышал ответ: “Тогда он не смог бы номинироваться на “Оскар”. Так премия и не была нашей целью. Мы хотели фильм показать миру и рассказать о своей стране. А что получилось в итоге? Мы даже своим согражданам его показать не можем. И как украинцам из Львовской, Закарпатской, Полтавской, Тернопольской, Одесской и других областей смотреть этот фильм? Платить 200 гривен Netflix, которому в нарушение всех прежних договоренностей Афинеевский продал права на дистрибуцию?

– Ленту можно свободно посмотреть на других интернет-ресурсах.

– Это все пиратство. Подобное распространение незаконно. К тому же посмотреть фильм можно лишь в интернете. А основная масса украинцев и жителей других стран все еще смотрят телевизор. Отечественные телеканалы и кинопрокатчики должны теперь покупать права на показ у американской фирмы.

Даже закрытый просмотр организовать нельзя. В марте мы не смогли показать наш фильм на кинофестивале Human Rights Watch в Мюнхене, хотя договаривались об этом. Афиниевский обвинил организаторов кинофестиваля в пиратстве, угрожал судом. Вместо этой картины показали "Воля або смерть" американского оператора Дэмиана Колодия, который, к слову, тоже имеет серьезные претензии к Афинеевскому и обвиняет его в краже видеоматериала.

"Зима в огне" стала заложником меркантильных амбиций двоих людей – режиссера Афинеевского и сценариста Дэна Толмора (он же московский продюсер Дмитрий Тульчинский). Если я захочу провести открытый или закрытый показ, например, на годовщину Майдана соберу семьи Небесной сотни, то без разрешения Netflix не смогу это сделать. Иначе я нарушу авторские права, и мои действия расценят как пиратство.

Пелешок: Пелешок: “Оскар” не был нашей целью. Мы хотели рассказать миру о своей стране. На снимке украинская делегация на церемонии вручения кинопремии "Оскар" в Лос-Анджелесе – продюсер Юрий Иванишин, волонтер Анастасия Бороденкова и Павел Пелешок. Фото: Anastasiya Borodenkova / Facebook

– Вы наверняка хотите получить часть денег от проката?

– С Афиниевским мы договаривались, что фильм будет некоммерческим, а вышло иначе. Сказал бы честно: хочу заработать денег. Мы бы все равно ему дали видео, но договорились бы на какой-то процент от проката. На эти деньги, будь они у нас сейчас, можно было бы помогать бойцам АТО или раненым (у меня только за четыре месяца в подразделении двое тяжелораненых), или тем же операторам, которые реально рисковали своей жизнью на Майдане и получили ранения, а сейчас побираются без нормальной работы и хорошей аппаратуры.

Мало кто понимает, что главные деньги зарабатываются не сейчас. Главная прибыль впереди – это роялти от проката. Накапает точно больше миллиона долларов. У фильма большое будущее. Киноиндустрия так построена в мире, что он еще будет зарабатывать следующие десять лет точно. Почему мы, украинцы, нищебродствуем и стесняемся взять то, что принадлежит нам по праву? По такой логике военным не надо платить зарплату – они же патриоты!

В любой другой ситуации я бы, наверное, посмеялся и сказал: “Молодец парень”! Как продюсер Афинеевский все прекрасно устроил – сэкономил деньги за счет других. Только есть большое “но”: “Зима в огне” – фильм о Майдане и людях, которые боролись за свободу и свои права.

После поездки в Лос-Анджелес мы поняли, что американские продюсеры ждут украинских документалистов. Они более чем не равнодушны к нашей культуре, нашим ценностям, нашей жизни. Но нашим киношникам нужно помочь перебраться через океан, а для этого нужны деньги.

Сразу после премьеры Pray For Ukraine в Киеве Афинеевский без ведома кого-либо забрал жесткие диски с проектом и улетел в Америку

– Как вы познакомились и начали сотрудничать с Афинеевским?

– Во времена Майдана работала компания UkrStream.tv. Это наш проект. Мы безостановочно транслировали онлайн все события Революции достоинства. Нам тогда люди со всего мира перечисляли деньги на обеспечение трансляции, поэтому мы отдавали сигнал всем крупнейшим информационным агентствам – Reuters, Associated Press, BBC и телеканалам совершенно бесплатно, чтобы как можно больше людей по всеми миру увидели, что происходит в Киеве. И нас посмотрели почти два миллиарда человек, 160 крупных мировых телеканалов передавали наш сигнал.

Когда Майдан закончился, оказалось, что отснято огромное количество материала и с ним надо что-то делать. Такого объема видеодокументов в мировой истории ни одна революция, ни одна война не собирала – говорили нам журналисты-международники. И мы поняли: надо создавать фильмы. Уже начали упорядочивать материал.

Но в мае позвонила Галина Садомцева из “Спільнобачення”, сказала, что есть американский режиссер. Он только что приехал в Киев и хочет делать фильм. Так мы познакомились с Афинеевским. Он попросил посмотреть видеоматериал. Потом просто выступил, мол, мальчишки и девчонки, давайте объединимся и сделаем мощный продукт. У него ничего не было. А у нас – офис в центре города с нужным оборудованием – монтажная станция, камеры, студия. Костя Игнатчук стал сценаристом и продюсером этого проекта и более трех месяцев вместе с Афинеевским сидел и делал фильм. Причем доверие было такого уровня, что мы отдали ему ключи от студии, чтобы ему комфортнее было работать. А сами (я и сопродюсер Юрий Иванишин) в июне 2014 года пошли добровольцами в АТО.

Пелешок: Фото из архива Павля Пелешка Пелешок: Мы настолько доверяли Афинеевскому, что когда пошли добровольцами в АТО, отдали ему ключи от студии.  Фото из архива Павла Пелешка

Я договорился с другими операторами, снимавшими на Майдане, чтобы они Афинеевскому дали материал. Он поначалу сам отказался с ними вести переговоры: "Мне не поверят, меня воспримут как русского пропагандиста, а вы UkrStream – вам верят". Тогда я написал и обзвонил всех, кого знал, или слышал, кто снимал на Майдане. Мы договорились с Афинеевским, что проект некоммерческий. Именно поэтому никто у него и не просил денег. Все это время мы за свой счет оплачивали аренду офиса и работу монтажеров, то есть, по сути, оплачивали производство фильма, который тогда еще назывался Pray For Ukraine. Наши специалисты сделали сайт, дизайн, первый трейлер, продвигали его в соцсетях. А он только поторапливал всех, хотел попасть на фестиваль в Торонто.

Афинеевский утверждает, что Pray for Ukraine – это был черновой монтаж, а не готовый фильм. Но тогда как объяснить, что в фильме есть титры в начале и конце, музыка. Премьера состоялась 5 августа 2014 года в кинотеатре "Украина", где присутствовали герои фильма, главы религиозных конфессий Украины, зарубежные дипломаты, первая леди и все СМИ. Полный зал людей смотрел черновой монтаж?

Кстати, утром сразу после премьеры Афинеевский без ведома кого-либо забрал жесткие диски с проектом и улетел в Америку. Пока он скрывался, фильм собирались показать в Канаде на закрытом показе, чтобы собрать деньги для АТО. Но внезапно объявился Афинеевский, устроил истерику, написал письма с угрозами руководителям украинских организаций в Канаде, и показ пришлось отменить. После чего мы узнали, что он собирается перемонтировать фильм.

Постер фильма Постер фильма "Зима в огне: Борьба Украины за свободу" кинокомпании Netflix

– То есть “Зима в огне” – это все-таки уже другой проект?

– Нет. Это адаптация. По канве он тот же. Его перемонтировали, добавили качественную графику и написали оригинальную музыку. Афинеевский с нашей помощью собрал материал, в нашей студии наши люди сделали фильм. Афинеевский увез его в Штаты и пропал. И теперь его представляют, как фильм, снятый американским режиссером о событиях в Украине. А мы, наивные, должны радоваться: украинскую картину на "Оскар" номинировали.

– Но какое-то участие в работе над картиной он все-таки принимал как режиссер?

– Он брал интервью у людей. Большинство из них оказались в браке по свету и цвету, колористы намучились, но исправили, это хорошо видно, например, на интервью Русланы и Мустафы Найема. Когда я говорил, что нужно переснимать, ответ был один: "У нас очень мало времени. Мы не успеваем!"

Еще он участвовал в монтаже. Делал много организационной работы. Делал все, чтобы с нами дружить. Он нашел формулу, как, используя идею Майдана, получить бесплатно уникальное видео на доверии. Ведь в документальном фильме съемки – самое важное.

90% фильма “Зима в огне” – работа людей, которые были на Майдане. Все остальное постпродакшн – второстепенное. Есть деньги – наняли крутых спецов, нет – сами смонтировали.

Мы можем одним письмом заблокировать показ фильма по всему миру. И Афинеевский это знает. Он особенно боится шума в западных СМИ

– Сколько человек работали над картиной?

– В целом, до 40. Это операторы (в том числе фрилансеры, которые согласились дать свое видео), монтажеры, дизайнеры, продюсеры.

– И сколько из них теперь вместе с вами собираются отстаивать свои права?

–  Пока могу сказать, что больше 10.

– Неужели никто из них не подписал с Афинеевским договор?

– Речь шла о том, что мы даем только свой видеоматериал. Выдавать права на съемки фрилансеров мы не имели права и сказали Афинеевскому, что он должен с ними лично договариваться. Но, как оказалось, он подписал бумаги далеко не со всеми.

Теперь уже понимаю, почему, когда мы пытались добиться от Афинеевского контракта в мае 2014 года, он нас переадресовал к своему партнеру Дмитрию Тульчинскому, и они два месяца нас футболили между собой, пока Афинеевский не доделал монтаж и не вернулся в США. Потом уже с ним связи практически никакой не было. Он избегал общения.

Голливуду надо чистить свои ряды. А мы как были вне его, так и остались. У нас по всем параметрам минусы: аудитории не получили, хотя можем, денег никто не заработал, хотя роялти будет приличных размеров, украинская киноиндустрия не прославилась, потому что “Зиму в огне” позиционировали как американский фильм. В Голливуде так никто и не узнал, что в Украине умеют делать кино. В чем тогда мы преуспели? В том, что фильм появился в платной кабельной сети Netflix?

– Все, что вы говорите, эмоционально. Но известно, что Афинеевский писал письма с угрозами украинским телеканалам, которые поставили под сомнение законность его авторских прав. Вы не боитесь, что он просто засудит вас, и вы ничего не добьетесь?

– Он прошелся по памяти погибших на Майдане, спекулируя на патриотической риторике, и теперь всем в Украине, кто рассказывает правду о нем и его роли в создании фильма, угрожает? На самом деле уже сейчас мы можем одним письмом заблокировать показ фильма по всему миру. И Афинеевский это знает и этого боится. Боится публикаций в украинской прессе, и особенно шума в западных СМИ. После такого с ним больше никогда ни один дистрибьютор не будет работать. Поэтому он будет вести очень активную кампанию против нас, отбеливая себя. Он обвиняет нас в алчности и в зависти. Но это смешно. Мы с Иванишиным оставили уютный офис в центре Киева и пошли добровольцами, а летом прошлого года подписали контракт с ВСУ на пять лет. Почти два года мы в АТО, где посерьезнее враги встречаются, поэтому мне бояться нечего, тем более, что правда на нашей стороне.

– А почему вы еще не написали это письмо и не заблокировали показ фильма?

– Мы все-таки хотим, что бы фильм смотрели люди. Просто мы пока выбрали другую стратегию: пишем письма организаторам фестивалей, где показывается "Зима в огне", чтобы они знали, кто такой Афинеевский, и распространяли правдивую информацию о тех людях, которые создали киноленту.

– Что собираетесь предпринимать для защиты своих прав?

– Для начала попробуем из этого лимона сделать лимонад. Мы с Иванишиным хотим при помощи наших западных друзей организовать мастер-класс для операторов-документалистов о том, как защищать свои авторские права, как искать агентов и продюсеров за границей, как правильно презентовать свой труд. Для того чтобы наш горький опыт остался только нашим горьким опытом.

Пелешок: Фото из архива Павла Пелешка Пелешок: С Юрой Иванишиным хотим организовать мастер-класс для украинских операторов-документалистов о том, как защищать свои авторские права, искать агентов и продюсеров за границей. Фото из архива Павла Пелешка

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать