28 апреля США, ЕС и Канада и даже Япония объявили о введении очередного пакета санкций в отношении ближайшего окружения российского президента Владимира Путина и ряда российских компаний. Традиционно применяются визовые ограничения и замораживание активов. На сегодняшний день это чуть ли не единственное оружие Запада против агрессивных действий России в Украине. Но остается вопрос – насколько эти меры эффективны?
Даже враги Путина в России утверждают, что он не боится такого давления. Например, отсидевший по милости российского президента 10 лет экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил недавно, что Путина не остановят никакие санкции. А вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин вообще рассмеялся Западу в лицо. "Пришлите мне ваши стесанные от бессильной злобы зубы", – обратился он к западным политикам в ответ введенные против него ограничения.
Американское издание The Washington Post изучило всемирную историю в поисках случаев, когда международные санкции в отношении отдельных государств действительно сработали.
В основу исследования лег научный труд под названием "Переосмысление экономических санкций". Каждый случай, описанный в нем, имеет показатель степени урона для государства в результате введенных ограничений – падение валового национального продукта (ВНП) . Отметим, что ВНП — это объем выпущенных товаров и оказанных услуг в пределах национальной экономики. Нормальным считается ежегодный рост этого показателя в 2-5%. В то же время даже незначительно его понижение свидетельствует о серьезных проблемах в экономике страны.
Итак, вот самые яркие исторические примеры успешных санкций, применяемых с 1965 года:
Последний случай, который описывается в издании – санкции в отношении Албании. В 1994 году в этой стране к тюремному заключению были приговорены пятеро этнических греков. Это привело к тому, что Греция перекрыла поток гуманитарной помощи из Европейского Союза в бедствующую в то время Албанию. На последнюю было оказано экономическое давление, которое стоило ей 2,9% ВНП. В итоге албанские власти вынуждены были пойти на уступки и отпустить двоих заключенных.
В 1993 году президент Гватемалы Хорхе Серрано распустил конгресс и заявил, что самолично будет руководить страной. США и Европа осудили его действия и сообща ввели экономические санкции. В первую очередь это напугало гватемальских бизнесменов. Как результат, они помогли отстранить Серрано от власти и назначить нового президента Рамиро де Леона Карпио. Цена, которую заплатила страна, составила 1,3% ВНП.
В 1992 году Соединенные Штаты в кооперации с другими странами значительно сократили помощь для Малави. Целью такого шага было улучшение ситуации с демократией в государстве. Поскольку в те годы экономика Малави во многом зависела от международной помощи, страна очень быстро перешла на более трепетное отношение к правам человека. В 1993 году санкции были сняты, но ВНП восточноафриканской республики успел потерять 6,6%.
В 1982 году ЮАР ввела санкции против экономики Лесото, перекрыв этому государству все выходы к морю. Южная Африка требовала отпустить на родину 60 южноафриканцев – членов Африканского национального конгресса, захваченных в Лесото во время военного переворота. В 1986 власти этой страны выполнили требование, однако потери составили 5,1% ВНП.
В 1976 году США узнали, что Тайвань тайно разрабатывает ядерное оружие. Штаты приостановили экспорт ядерного сырья в страну. Это нанесло урон экономике Тайваня в размере 0,1% ВНП, и в 1977 году руководство страны было вынуждено отказаться от своих планов.
В 1975 году США заподозрили, что Южная Корея хочет купить у Франции завод по переработке ядерного топлива для тайного производства атомного оружия. В отношении восточного государства были введены экономические ограничения, из-за чего оно отказалось от идеи покупки предприятия.
А в 1965 году Штаты прекратили продовольственную помощь Индии, чтобы заставить эту страну изменить свою сельскохозяйственную политику. В 1966 году правительство Индиры Ганди реформировало аграрный сектор, и поток гуманитарной помощи из США возобновился. Экономический урон составил 0,08% индийского ВВП.
Что ж, мировой опыт обнадеживает. Только вот Путина, похоже, это мало волнует. Личные амбиции он ставит выше экономики страны и ее имиджа на международной арене. А история, между тем, продолжается. По словам министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, нынешние санкции уже принесли свои плоды — за первый квартал этого года экономика России из-за международных санкций лишилась 150 млрд долларов. И это только начало.