СТРАХ И НЕНАВИСТЬ АНТИУКРАИНСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
ОТ СССР ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Желто-голубой – самый теплый

Сейчас мы совершенно забыли, что обычное настроение украинца – ругать всех и вся, критиковать власть и мечтать о том, чтобы хоть наши дети жили в стране европейского уровня. За последние девять месяцев – да, Майдан простоял почти девять месяцев – все изменилось.

Самое модное сочетание цветов – жовто-блакитне. Многие удаляют аккаунты в vkontakte.ru, mail.ru и “Одноклассниках”. Что говорить – все очевидно. Мы живем в интереснейшее время, когда украинского во Вселенной стало больше, чем когда бы то ни было. Во-первых, не так уж страшна та Россия, во-вторых, благодаря колоссальному количеству информации о том, что происходит у нас, знают во всем мире. По сути, “жовто-блакитний” цвет – самое мощное наше оружие, а на Путина это колористическое сочетание действует, наверное, как красный цвет для быка. Например, буквально вчера в Москве задержали пять работников компании МОЭСК за желто-голубые цвета, но оказалось, что это фирменные цвета компании. И во времена СССР – вспоминают пенсионеры – никогда не встречалось сочетание желтого и голубого. Даже на тканях или детских игрушках. Вообще не было ничего патриотического. А – чтобы надежнее порабощать украинский народ – существовала еще и антиукраинская пропаганда, от некоторых примеров которой сейчас просто волосы встают дыбом.

 

Павло Скоропадский, который был гетьманом Украины чуть более полугода в 1918-м и тем самым задержал на этот небольшой срок неминуемое вторжение большевиков в Украину, раздражал советскую власть и спустя чуть ли не три десятка лет после финала своего “скоропадского” правления. Вот эта карикатура в журнале “Перець” за 1947 год, изображающая сына гетьмана – Данила Скоропадского, просто неприлична. Украина в ней названа “самостійной диркой”! И это все печаталось многомиллионными тиражами. “Под раздачу” попали и Махно с Петлюрой, которых изображали мрачными чуваками.

Очевидно, что память о героях жила в памяти народа – иначе зачем вообще к ним возвращаться? Но их всегда пытались выставить в самом негативном свете, а высмеивали абсолютно несмешно. Так, таланта советских карикатуристов, к примеру, хватало лишь на то, чтобы подчеркнуть, что у Михаила Грушевского была большая борода. Эта карикатура вообще поразительна: жаждущие самостоятельности украинцы (и, кстати, россияне) выставлены в виде поганок.

11

Це вони збанкрутiлi пани
У лиху i щасливу годину,
Це вони продавали, вони
I народ наш i нашу Вкраїну,

Їм була вона завжди чужа,
В боротьбi, в непокорi завзята.
Це вони iз халяви ножа
Витягали й з усмiшкою ката

Обiцяли всiм рiвнiсть, любов
Шляхтича й нiмчури недорiки...
I стiкала з ножа того кров
Не в стурмки й ручаї, а в сторiки

...I стоїть бiля ями катiв,
Де потрухло давно їхнє шмаття,
наче огненний стовп:
                                  людський гнiв,
Зненавида, презирство й прокляття,

Гнiв оцей i того спопеля,
Хто ще нам попадеться, одначе...
I пiд дудку доларову скаче.
 

Те, кого нельзя было облить грязью напрямую, все равно должны были послужить прославлению СССР. И потому Тарас Бульба одобрял работников запорожского завода, а поэзия Тараса Шевченка прославляла достижения очередной пятилетки.


Украинская творческая интеллегенция была одним из главных антигероев большевистской пропаганды
Украинская творческая интеллегенция была одним из главных антигероев большевистской пропаганды


Во времена Большого террора, также известного как ежовщина – период массовых репрессий и политических преследований, организованных Иосифом Сталиным, – случилась такая история.

Известный украинский художник, искусствовед и архитектор Василий Кричевский (кстати, благодаря ему появился дом-музей Тараса Шевченко в Киеве) разрабатывал проект музея для Шевченковского национального заповедника в Каневе. И Кричевского как раз выбрали членом правления Союза советских архитекторов в Москве и похвалили.

Но партийные кандидаты  – недовольные тем, что их обошли вниманием и просто из-за зависти – в лице архитектора Ивана Машкова, секретаря этого самого Союза, состряпали статью-донос “Вылазка буржуазных националистов” в “Архитектурную газету”, в которой утверждали, что план музея – в виде креста. И это, мол, означает тайное желание украинских националистов сохранить в любой форме крест на могиле Шевченко. Строительство музея сразу же приостановили и назначили специальную партийную комиссию, призванную расследовать это преступление против человечества.

Кричевского затаскали по "консультациям экспертов”, и наконец, искусствовед-партиец, болгарин Г. Радионов, смог убедить комиссию, что музей по форме напоминает все-таки не крест, а молоток – символ идеологически выдержанный. Строительство музея разрешили завершить.

 

1940-е годы принесли Советской власти новые неприятности – появилась УПА, песни которой, кстати, в большинстве своем мы пели на Майдане нынешней зимой. С ней оказалось все просто: доблестных воинов УПА просто причисляли к фашистам, которых хаяли в прессе даже спустя 10 лет после окончания войны. Поскольку УПА использовала тризуб, то страшнее тризуба не было ничего. Эта картинка демонстрирует, как относились к святому украинскому символу:

 
На злобу дня
 

"Во всем виновата Америка" – тезис не новый для антиукраинской и в целом кремлевской пропаганды. Как его иллюстрировали после революции 1917 года и в послевоенные годы, можно увидеть на примере карикатур из журнала "Перець".

 
 
Пропаганда эпохи Независимости

С того момента, как 23 года назад Украина обрела независимость, Москва вовсе не умерила свой антиукраинский пыл. Под соусом добрососедского партнерства с территории северного соседа регулярно вбрасывались информационные утки, проводились кампании по очернению неугодных политиков, а в гэбистском шкафу со скелетами истории бережно реконструировалось чучело самого страшного имперского врага – неуловимого бандеровца, ставшего сегодня звездой всех российских телеэфиров.

 
  • Ваша жена американка!
    Ваша жена – американка!
    В апреле 2001 года российский телеведущий Михаил Леонтьев посвятил свою программу "Однако" в эфире ОРТ лидеру блока "Наша Украина" и его супруге. Главный посыл – жена Ющенко американка, работала в Госдепе и Совете Нацбезопасности, где фактически "руководила проектом" по свержению Кучмы и избранию на президентский пост Ющенко. При этом сам Ющенко – "подкаблучник". Адвокаты Катерины Чумаченко насчитали в программе девять фрагментов с фактическими ошибками и одну – оскорбляющую честь.
  • Тайная тюрьма ЦРУ
    Тайная тюрьма ЦРУ
    В марте 2006 года журналист телеканала "Россия" Аркадий Мамонтов заявил, что провел самостоятельное расследование и установил: на территории Украины размещалась тайная тюрьма ЦРУ США. Никаких конкретных подтверждений этому заявлению журналист предъявить так и не смог. Скандал затих, но осадок, как говорится, остался.
  • Порнопропаганда с Тимошенко
    Порнопропаганда с Тимошенко
    В 2006 году российский режиссер Александр Валов снял 26-минутный фильм "Юлия" в жанре "политическая эротика". В главных героях – бизнес-леди с косой Юлии и видном грузине Мише – с легкостью угадывались Юлия Тимошенко и президент Грузии Михаил Саакашвили. По сюжету они встречаются на тихой подмосковной даче, где решают любовные и деловые вопросы. Продюсером фильма стал депутат Госдумы Алексей Митрофанов: он приложил руку к сценарию и профинансировал проект.
 
Война по книгам


Нынешний глава МВД Арсен Аваков еще в 2009 году опубликовал блог на сайте "Українська правда", посвященный антиукраинской литературе, которую значительными тиражами штамповали в России. Подводя итоги своего мини-расследования, автор задает вопросы, ответы на которые мы узнаем спустя четыре года:

Что объединяет этих людей, кроме, конечно, гонораров, на которые нашли деньги московские издательства во время мирового финансового кризиса? Может быть, социальный заказ?

Все четыре книги изданы в России в этом году (за два с половиной месяца!). 1660 страниц ненависти общим тиражом 25 тысяч экземпляров. Что это?

К чему готовит российского читателя эта серия литературных произведений?

На какую целевую аудиторию рассчитаны эти книги? На невежественную молодежь, плохо знающую историю, но привыкшую к американской жвачке? Или на ностальгирующих по молодости и здоровью советских людей, которые заодно проглотят и таблетку российского шовинизма?

Почему так упорно навязывает Россия своим гражданам мысль о необходимости и неизбежности войны с Украиной?

Зачем именно сейчас и ТАК педалируя дату – 2010 год?

Но самый правильный вопрос мне задал мой товарищ: "КАК ЖЕ ОНИ, СУКИ, СЕБЕ ТАКОЕ ПОЗВОЛЯЮТ?!"

И правда – КАК?!

19 марта 2009

 
Эффект бумеранга

То, какой мощной была антиукраинскиая пропаганда, доказывает тот факт, что 100-процентного результата  она ведь так и не принесла, – отторжение вызывает еще более сильное сопротивление; это закон физики. У УПА тоже были свои картинки и свои методы пропаганды, украинские художники рисовали с любовью к своей земле, а писатели создавали произведения, пусть и в завуалированной форме, но прославлявшие Украину.

Сейчас кажется, что Майдан был подготовкой к нынешней ситуации; моментом, когда мы все смогли сплотиться, осознать себя как нацию, пробудить патриотический дух, который всегда не спал крепко, а лишь дремал, – и встретить нападение России. Это заставляет смотреть на столетия истории в перспективе – возможно, кроваво-большевицкий 20-й век, когда украинскому было тяжело, как никогда, был подготовительным этапом к новой эре, в которой Украина – как она того и заслуживает  со всеми ее "ланами широкополими, і Дніпром, і кручами"– станет центром мира? Или, во всяком случае, Европы. И пусть Путин подавится белорусской селедкой. Или завистью. Ведь то, что сейчас есть у украинцев, весь этот невероятный всплеск патриотизма, несмотря на смерти и трудности, – это настоящее чудо. Такое бывает раз в тысячелетия. Слава Україні!


 
О пропаганде – от первого лица
Не только писатели и философы, но и архитекторы ужасающих пропагандистских машин, убивавших миллионы, сходятся в одном:  противостоять монстру можно только силой разума. И отсутствием телевизора в доме.
 
***


Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.


Йозеф Геббельс

 
***


Философия учит нас подвергать сомнению даже то, что кажется самоочевидным. Пропаганда же, напротив, предлагает считать самоочевидным то, над чем следовало бы задуматься, в чем было бы разумно усомниться.

Олдос Хаксли. Возвращение в дивный новый мир

 
***


– Почему начинались войны?

– Они начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это было новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин. S.N.U.F.F.

 
***


Всякая пропаганда должна быть доступна для массы: ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать. К чем большему количеству людей обращается пропаганда, тем элементарнее должен быть ее идейный уровень.

Адольф Гитлер. Mein Kampf

 
***


Тоталитарная пропаганда может жестоко надругаться над здравым смыслом только там, где он потерял свою значимость. Сила тоталитарной пропаганды заключается в ее способности отсекать массы от реального мира. Главный недостаток тоталитарной пропаганды заключается в том, что она не может полностью удовлетворить тягу масс к совершенно непротиворечивому, постижимому и предсказуемому миру без серьезного конфликта со здравым смыслом.

Ханна Арендт

 
 
Катерина ЛЕБЕДЕВА
Катерина ЛЕБЕДЕВА
Журналист
Леся МАЗАНИК
Леся МАЗАНИК
Заместитель главного редактора
 
 
Дневник киевлянки. Часть IV
В июне 2015 года интернет-издание "ГОРДОН"  начало серию публикаций из дневника Ирины Хорошуновой – художника-оформителя, коренной киевлянки, которая пережила оккупацию украинской столицы в годы Второй мировой войны. Этот документ – уникальное историческое свидетельство, не воспоминания, а описание событий в реальном времени. Редакция публикует дневник в те даты, когда его писала Хорошунова, которой в момент начала войны было 28 лет. Записи начинаются с 25 июня 1941 года.