На совещании глав православных церквей констатирован раскол в мировом православии, ответственность за который возложена на Варфоломея
За мягкой дипломатичной формулировкой совещания глав и делегаций поместных православных церквей, которое прошло в Иордании, стоит напоминание, что у Константинопольского или какого бы то ни было другого патриархата нет единоличного права даровать автокефалию без совещания с поместными православными церквями, заявил политолог, руководитель аналитического центра “Третий сектор” Андрей Золотарев.
В столице Иордании Аммане по инициативе Иерусалимского патриарха Феофила III и содействии короля Иордании Абдаллы II (он – хранитель христианских святынь) недавно состоялось совещание глав и делегаций поместных православных церквей. Целью совещания выбрано возобновление межправославного диалога.
Главный сигнал встречи очевиден: в итоговом коммюнике подчеркнуто равенство Константинопольского патриарха с предстоятелями других церквей и отсутствие оснований считать себя главой православия ввиду отсутствия в нем такой папской должности, а также необходимости проведения в среднесрочной перспективе Всеправославного собора.
Итог закономерный – политика Константинополя вызывает в православном мире все больше нареканий. Когда-то главный моральный ориентир и эталон веры, сегодняшний Фанар, погрузился в политическую суетность, за которой просматриваются совсем не религиозные интересы.
Так что за мягкой дипломатичной формулировкой стоит очередное напоминание: у Константинопольского или какого бы то ни было другого патриархата единоличного права даровать автокефалию, без совещания с поместными православными церквями, нет. Только консенсус всех православных церквей может принять такое решение. Следующее упоминание Украины, Македонии и Черногории (где патриарх Варфоломей также пытается выдать томосы и внести раскол в поместные церкви) – это указание на несоответствие принятым в православии процедурам, по сути – на нелегитимность его действий. Нежно намекнули вселенскому патриарху и на то, что его позиционирование в качестве единоличного судьи в спорах между поместными церквями в их внутренней деятельности недопустимо, как и введение градации между так называемыми "старшими" и "младшими" поместными церквями.
Были предъявлены и другие претензии патриарху Варфоломею. В частности, изменение канонических территорий поместных православных церквей за счет пересмотра или отмены ряда исторических документов, многим из которых по несколько сотен лет, а также экспансия на канонические территории других церквей за счет создания Константинополем там своих представительств (ставропигий) и переподчинение под свою юрисдикцию приходов поместных церквей в США и ЕС.
Кроме предстоятеля Украинской православной церкви блаженнейшего митрополита Онуфрия, в собрании приняли участие святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, патриарх Иерусалимский Феофил III, патриарх Сербский Ириней, митрополит чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегации Румынской православной церкви во главе с митрополитом Нифонтом и Польской православной церкви под руководством архиепископа Авеля.
Основными вопросами повестки мероприятия стали обсуждение ситуации в межцерковных отношениях и необходимых мер по сохранению православного единства. Собрание стало первым публичным мероприятием, на котором главы ППЦ обозначили серьезную озабоченность действиями вселенского патриарха Варфоломея в Украине, вызвавшими кризис в межцерковных отношениях. Константинопольский патриарх Варфоломей, кстати, в Амман не прибыл, и это отсутствие стало ярким свидетельством противопоставления патриарха Варфоломея православному миру.
Состав участников совещания и неприбытие на него нескольких глав поместных церквей показали разделение сестринских церквей на три лагеря. Условные "Фанариоты" (сторонники вселенского патриарха, как папы, "первого среди равных"): Константинопольская, Элладская и Александрийская церкви; Условные "Соборники" (сторонники соборного принципа принятия решений по основным церковным вопросам): РПЦ, Сербская, Антиохийская, Иерусалимская, Чешских земель и Словакии; И третья – оставшиеся церкви (Болгарская, Польская, Албанская, Грузинская, Румынская и Кипрская) формально соблюдают нейтралитет, по факту оставаясь колеблющимися по причине некоторой зависимости (административной, геополитической и финансовой) как от Фанара, так и от Москвы.
По итогам совещания принято коммюнике: "В атмосфере братской любви собравшиеся на встрече согласились с тем, что решения, касающиеся вопросов православного значения, включая предоставление автокефалии отдельным церквям, должны быть окончательно оформлены в духе всеправославного диалога и единства, а также всеправославного консенсуса". Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения.
По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен быть решен путем диалога в рамках Сербской православной церкви и при общеправославной поддержке. Что касается Черногории, то участвовавшие делегации настоятельно призвали соответствующие власти уважать и отстаивать основополагающее право собственности на имущество, включая собственность церкви.
Формулировка о православном диалоге как способе уврачевания раскола предполагает, что будут и следующие встречи. И возможно, они продлятся не один год. Патриарх Варфоломей вместе с другими главами православных церквей приглашен и на следующее совещание, и на все последующие.
Церковь показывает, что она мыслит категориями вечности и спешить ей некуда: ей уже 2 тысячи лет, а расколы с раскольниками приходят и уходят. Поэтому выводов по итогам совещания в Аммане несколько: создана альтернативная Фанару площадка межцерковного диалога, запуск процесса обсуждения сложившейся ситуации со всеми поместными церквями; констатирован раскол в мировом православии, ответственность за который возложена на Константинопольского патриарха Варфоломея. И обнадеживающая новость: ничто не вечно и этот раскол тоже пройдет.
Источник: Золотарев Андрей / Facebook