Российским империализмом движет не расчет, а мания величия. Русским как нации ничего от экспансии чужих территорий не достается – одни убытки
Почему началась война.
Кто-то говорит, что российская верхушка просто хочет с помощью войны сохранить свою власть. Другие считают, что Путин сошел с ума, решил, что он Екатерина II, и пытается возродить империю. Третьи – что во всем виновата коррупция, а власти нужно прикрыть войной свое воровство.
Все это отчасти так, но у путинской войны есть и более глубокие культурно-исторические корни.
Не случайно, что именно и только Россия в XXI веке пытается аннексировать чужие территории и ведет откровенно империалистическую войну в Европе. Все другие "великие державы" давно отказались от политики колониальных захватов, ставших нерентабельными еще в середине ХХ века, а Россия активно прирастает захваченными землями, которые ей приносят одни убытки.
Британский, французский, бельгийский, голландский империализм был эгоистично рационален. Колониальные войны велись, колонии захватывались как коммерческие проекты, ради прибыли метрополии. Бельгийское Конго было, например, формально частным предприятием короля Леопольда, который на нем просто обогащался. Колониализм умер тогда, когда стал невыгоден.
Российский империализм имеет другую природу, поэтому он возродился в то время, когда другие колониальные империи давно распались. Им движет не расчет, а мания величия и нарциссизм. Он иррационален и садо-мазохичен. Российская колониальная империя ведет экспансию не ради прибыли, а ради амбиций, гордыни, бредовых идей величия и мессианства.
При этом русским как нации ничего реального от этой экспансии не достается. В СССР, например, в русских областях уровень жизни был ниже, чем во многих так называемых "национальных республиках" (то есть фактически колониях России). Вместо хлеба россиянам в разное время скармливали гордость за "великую православную империю", "первое в мире социалистическое государство, несущее свет всему человечеству", "мощную сверхдержаву, которую все уважают и боятся", "страну-победителей, спасшую мир от нацизма"; православный, панславянский или коммунистический мессианизм.
Самый популярный российский идеолог Достоевский писал: "Москва еще третьим Римом не была, а между тем, должно же исполниться пророчество, потому что четвертого Рима не будет, а без Рима мир не обойдется".
"Всякий великий народ верит и должен верить, что в нем-то и только в нем одном и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной…".
Мессианские претензии продолжаются веками. После краха утопии "Третьего Рима" была коммунистическая утопия, которой сталинские голодные рабы хотели облагодетельствовать человечество. Сейчас путинская Россия опять спасает Африку от неоколониализма, а традиционные ценности во всем мире – от ЛГБТ. Путинских рабов посылают "спасать братьев в Украине", убивая и калеча их.
Российский иррациональный садо-мазохистский империализм, как алкоголизм или наркомания, плохо поддается лечению и грозит рецидивами.
В 90-е Запад пытался помочь стране выздороветь, но она после робкой попытки остепениться выкинула в ближайшую придорожную канаву цивильный костюм демократических институтов и ценностей и опять ушла в кровавый имперский запой.
Источник: Игорь Эйдман / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора