Учитывая текст "новой сделки" по Brexit, можно сказать, что Джонсон просто пытается сыграть в наперстки с населением и парламентом

Фото: Iliya Kusa / Facebook

Главная ставка премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в голосовании по Brexit – игра в "дурочку" и расчет на то, что депутаты не успеют прочесть весь договор с ЕС, считает эксперт по международной политике Украинского института будущего Илия Куса.

Ну что, могу с уверенностью сказать, что мы наконец-то стремительно приближаемся к концу этой трагикомической эпопеи под названием Brexit. Завтра – ключевой день и, возможно, гранд-финал.

За последнюю неделю премьер-министр Великобритании Борис Джонсон совершил невероятное, изящное сальто-мортале и согласовал с ЕС новый вариант сделки по Brexit. В пучине триумфально-пафосных эпитетов, которыми Джонсон щедро поливал новое, достигнутое им на переговорах соглашение, куда-то исчезла вся его принципиальность по "жесткому Brexit" (без договора вообще) и вот эти все "я лучше сдохну в канаве, чем поеду в Брюссель".

Даже больше: я начал читать текст "новой сделки" по Brexit и осознал, что Джонсон просто пытается сыграть в наперстки с населением и парламентом. "Новый проект соглашения", который уже одобрил кабмин – это, по сути, тот самый проект договора Терезы Мэй, трижды отвергнутый парламентом зимой – весной этого года.

Иными словами, вопреки собственным убеждениям, благодаря которым Джонсона избрали премьером, он сделал огромные уступки Евросоюзу, в частности:

1. Обязался, что Британия заплатит 33 млрд фунтов отступных.

2. Согласился с тем, что на время переходного периода до конца 2020 года (а возможно, и дальше) влияние и правила ЕС будут сохраняться, пока бизнес адаптируется к новой реальности.

Реальные изменения вносились в протокол о Северной Ирландии и ее границах с соседней Ирландией в случае Brexit. В результате переговоров получилась какая-то мегамутная схема. Решение вопроса Ирландии выглядит так:

1. Физической границы и таможни между Ирландиями как бы не будет.

2. Северная Ирландия останется в едином рынке ЕС, а вся остальная Британия выйдет 31 октября.

3. При этом Северная Ирландия останется одновременно и в составе британской таможенной зоны (?), чтобы быть частью любой будущей сделки по торговле между Британией и ЕС.

4. Британия не будет облагать никакими пошлинами товары из ЕС, которые ввозятся в Северную Ирландию, если они не перевозятся дальше за пределы региона (как это будет контролироваться, не совсем понятно).

5. Будет создана британско-европейская комиссия, члены которой будут определять, какие товары могут попасть в зону единого рынка ЕС, а Лондон будет собирать с них налоги от имени ЕС.

"Новая сделка" уже одобрена Евросоюзом и правительством самого британского премьера. Но лидеры ЕС на этот раз отчетливо дали понять: никакой отсрочки по Brexit не будет от слова "совсем". Другими словами, Британия либо принимает сделку Джонсона, либо давай, до свидания – 31 октября, как хотите.

Теперь слово за Палатой общин. Она будет голосовать за проект договора завтра, в субботу, 19 октября. Пожалуй, впервые с конца Фолклендской войны парламент Британии будет заседать в субботу. По сути, Борис уже окончательно синхронизировался со своей предшественницей Терезой Мэй, экстерном, за несколько месяцев, повторив весь ее путь за 2,5 года.

Голосов в парламенте не хватает, но разрыв вроде небольшой. Хотя неопределенность сумасшедшая, ибо позиции партий еще не сформированы окончательно. Лидер лейбористов Джереми Корбин назвал соглашение "еще более ужасным, чем проект Терезы Мэй" и призвал за него не голосовать. Северо-Ирландская Юнионистская партия также отказалась поддержать эту сделку, поскольку они боятся, что регион останется зависимым от ЕС, который будет определять таможенную политику Белфаста. Даже Найджел Фарадж – и его евроскептическая "Brexit-партия" – заявил, что не поддержит сделку.

Джонсону нужно несколько десятков голосов от бывших консерваторов, которые перебежали на сторону оппозиции, и от независимых депутатов, вышедших из состава Либерал-демократической партии. Короче, от всех аутсайдеров и колеблющихся. Главная ставка Джонсона – это игра в "дурочку", демонстрация собственной уверенности, манипуляции и расчет на то, что депутаты не успеют прочесть весь договор и осознать его, а также шантаж тем, что единственная другая альтернатива – это выход из ЕС без договора.

С нетерпением ожидаю завтрашнего дня и его последствий для миллионов британцев и европейцев.

Источник: Iliya Kusa / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора