Армяне превратили проблему удержания контроля над Нагорным Карабахом в национальную идею, реализовать которую без России неспособны
Цена военно-политической ориентации Еревана на Россию – существование олигархического режима, который не нравится протестующим в Армении, считает украинский дипломат Богдан Яременко.
Понятно, что на уровне эмоций трудно быть на другой стороне, чем с протестантами в Армении. Но поскольку "Майдан иностранных дел" не относится к числу экспертных организаций, которые знают все обо всем, нам пришлось выдержать паузу и разобраться, что происходит в Армении.
В рамках нашего совместного с УКРОПом проекта обзора событий в мире появился материал Алексея Куропятника "Политические протесты в Армении достигли своей цели, что дальше?".
Алексей – человек наблюдательный и дальновидный, но с названием этой статьи я бы поспорил. Кто знает, есть ли какая-то четко сформулированная цель протестов? Или она меняется по правилу "аппетит приходит во время еды" – чем больше удается протестантам, тем больше им хочется?
Что бросается в глаза, это многочисленные попытки (как ни странно, чаще всего происхождением из России) сравнивать или искать общее/отличное в нынешних протестах в Армении с нашим Майданом.
Какой-то достаточно маргинальный комментатор с одной из армянских организаций Украины едва ли не с гордостью заявляет российскому телеканалу, что армяне, в отличие от Майдана, не допустят кровавой развязки и сохранят в результате территориальную целостность своей страны.
Правда, этого, конечно, армянин не сказал: для украинцев территориальная целостность – это вернуть свое (Крым и Донбасс), а для него, надо полагать, – не отдать чужое. О, да! Я знаю, что могу услышать миллион аргументов армянской стороны о том, что Нагорный Карабах для них не чужой. Но то же самое я не меньшее количество миллионов раз слышал о Крыме от россиян. Для меня Нагорный Карабах – это часть территории Азербайджана, который я не слышал, чтобы претендовал/посягал на какую-то из территорий Армении.
А вот острота сопротивления и конфликта в Армении между народом и властью – действительно вопрос интересный и стоит отдельного внимания. И, как ни странно, вполне может быть связан с территориальной целостностью.
На самом деле, кровавые беспорядки, эксцессы и протесты для Армении давно не являются чем-то неведомым. На этот раз, однако, несмотря на вполне сомнительные, на мой взгляд, задержания/аресты оппозиционеров (а среди них и моего друга, блестящего аналитика Степана Григоряна), противостояние происходит достаточно корректно.
Эпизод с переходом большой группы военных на сторону митингующих мне трудно комментировать в контексте остроты противостояния, поскольку я так и не понял, произошло это в результате попытки использовать армянские ВС для противодействия протестам, или по какому-то другому сценарию.
На этот раз многострадальная армянская земля не орошена кровью, за что благодарим бога и всех, кто проявил сдержанность. Надеемся, что так и будет.
Но что позволяет сторонам протеста проявлять ту сдержанность, которой не хватало в прошлом? Мне кажется, дело именно в том, что протесты не ставят остро какие-то вопросы или требования, способные нарушить стратегический баланс сил и в самой Армении, и в регионе.
Требования "за все хорошее, против всего плохого", даже подкрепленные требованием смещения премьера и парламентских перевыборов, конечно, неприятные, но не представляют принципиальной угрозы ни для России, ни для национальной армянской олигархии, созданной благодаря той же России.
Украинское сообщество интересуется, есть ли в протестах в Армении антироссийская риторика. Ответ однозначен – нет. Армяне превратили проблему удержания контроля над Нагорным Карабахом в национальную идею, реализовать которую без России они неспособны.
И сейчас протестующие в Ереване неспособны сложить 2+2: что ценой военно-политической ориентации на Россию является существование того олигархического вороватого режима, который им так не нравится.
Справедливости ради нужно сказать, что воспринять российскую угрозу армянам трудно. В отличие от Украины, русификация не угрожает армянам потерей национальной идентичности. Интересно, что российским телеканалам не так просто найти русскоязычных собеседников среди протестующих.
Зато, хоть российский военный контингент и связан с периодическим возникновением определенных проблем и возмущением общественного мнения, но российские военные в Армении гарантируют, что Азербайджан будет вести себя сдержанно.
Ну, а то, что ценой такой "безопасности" является превращение Армении в крошечный придаток для эксплуатирования российскими естественными монополиями, – к пониманию этого, надо полагать, армяне когда-то придут.
А сейчас просто пожелаем им мира.
Источник: Bohdan Yaremenko / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора