Украина остается самым слабым звеном Европы. Она реагирует на новые вызовы и угрозы
Украина может служить энциклопедией всех европейских болезней, считает российский историк Виктор Мироненко.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел...
"Одиссея". Гомер
Пора нам, как мне кажется, от обсуждения технических деталей и политических неожиданностей парламентских выборов в Украине перейти к их осмыслению в широком историческом и геополитическом контекстах.
Мне две первые части украинского электорального марафона напомнили сюжет и перипетии одной из самых ранних, если не первой в Европе, политической аллегории – гомеровской "Одиссеи".
Возможно, потому, что я воспринимаю "украинский транзит" как эпизод (далеко не последний, как считал Фрэнсис Фукуяма) не менее эпического противостояния капитализма и реального социализма, а разрушение Советского Союза, для многих "священной Трои", напомнило судьбу не только этого города, но и части европейской цивилизации, которую он собой олицетворял.
У холодной войны покуда не нашлось своего Гомера, а жаль. У той "троянской" и мировой, длящейся без перерыва, по мнению украинского философа Андрея Ермолаева, вот уже целый длинный ХХ век, войн есть что-то общее. И это "что-то" представляется настолько поучительным, что хочется им поделиться и с "греками", и с "троянцами" – и со своими соотечественниками в Украине, и со своими согражданами в России.
Во-первых, мне представляется, что, как и тогда, так и теперь, несмотря на довольно веские основания для начала войны, от нее никто не выиграл. Надежды на то, что победа в войне утвердит справедливость, принесет мир, и на этот раз не оправдались. Все проиграли.
Во-вторых, в свое драматическое путешествие после первой гибридной – холодной – войны, в которой Украина, как и герой Гомера, не очень хотела участвовать, и разрушения "новой Трои" Советского Союза, одна из самых больших и ныне самых бедных европейских стран пустилась во многом вопреки своему желанию, что бы ни утверждали сегодня апологеты ее окончательной суверенизации, и при очень похожих обстоятельствах.
Украина в конце "длинного ХХ века", как Россия в его начале, оказалась и остается самым слабым звеном Европы. Она первой реагирует на новые вызовы и угрозы. Она, как известный герой Джерома К. Джерома, может служить энциклопедией всех сущих и мыслимых европейских болезней. Для тех, кто хочет узнать, чем Европа больна сегодня, достаточно "обойти вокруг" Украины и заглянуть внутрь ее. Многие воспримут это утверждение критически, расценят его как недопустимое преувеличение, но я все-таки буду на нем настаивать и в следующем блоге попытаюсь привести несколько аргументов в его пользу.
Источник: "ГОРДОН"