За трансплантацию органов мы ежегодно отправляли за границу 1 млрд грн. Изменив закон и повысив финансирование, мы начали спасать украинцев в Украине G

Фото из личного архива Оксаны Дмитриевой

Как мы перезапустили трансплантацию в Украине и сами начали спасать украинцев.

2019 год. Год после принятия (в мае 2018-го) закона о трансплантации, который был надеждой для тысяч пациентов. Но... Как в 2018-м, так и в 2019 году ничего не изменилось. До декабря.

Зачем Украине развивать собственную трансплантацию.

Так сложилось, что когда украинские врачи находились на передовых позициях в области трансплантации, к нам ездили из других стран на обучение, но "что-то пошло не так" – и пациенты могли рассчитывать на получение донорского органа только за границей. У нас проводили фактически только семейную пересадку почки или печени. Если пациент не имел родственного донора, то дорога была только одна – за границу.

В Украине уже много лет работает бюджетная программа "Лечение граждан Украины за рубежом". Ее финансирование в предыдущие годы достигло суммы в размере более 1 млрд грн в год. Миллиард, который ежегодно отправляли за границу. Почти все эти средства шли на трансплантации, которые здесь, в Украине, не делали. Мы финансировали медицину соседней Беларуси, отправляя туда пациентов на трансплантации почек и сердец, мы развивали медицину Турции, отправляя туда детей и взрослых, которым нужна трансплантация костного мозга. Чуть меньше средств направлялось в испанские клиники, в Индию, Германию, Израиль и другие страны.

Страна, в которой медицина финансируется по остаточному принципу, в которой расходы на эту сферу на уровне в среднем 3,5% ВВП (минимально необходимый уровень финансирования, по данным ВОЗ, – 5%), финансирует медицину других стран. Это реальность. В то же время этой суммы в 1 млрд грн катастрофически не хватало на то, чтобы пролечить (а особенно – вовремя пролечить) тех, кому это нужно.

Но и деньги ничего в этом деле не решают. Даже увеличивая финансирование этой программы, государство никоим образом не увеличит количество трансплантаций украинцев за рубежом.

Сейчас в листе ожидания на донорский орган в соседней Беларуси находится 341 украинец. Это пациенты, которых по программе "Лечение за рубежом" отправили в предыдущие годы на трансплантацию. И деньги за их трансплантации (в среднем по $60 тыс. за каждого) уже давно оплачены.

То же и с Индией. Именно туда раньше отправляли украинцев, нуждающихся в трансплантации легких или комплекса "сердце – легкие". Особенно детей. Только в этом году в Украину из Индии вернулись двое пациентов. Мертвые. Дети. Те, кто еще оставался в Индии и надеялся, что получит-таки донорский орган в Индии, вот недавно вернулись домой. Живые. И ехать дальше им некуда.

Считаю, нет необходимости объяснять дальше, почему трансплантацию надо развивать здесь, в Украине.

Исторические первые шаги.

Возвращаемся к декабрю 2019 года. К отправной точке в начале новой истории украинской трансплантологии. Тогда мало кто верил, что что-то изменится.

Но первое, что мы изменили, – это закон. Тот, который был принят в 2018 году. Мы сделали его работающим. Можно долго расписывать каждое изменение, но сейчас, спустя полтора года после принятия закона, хорошо понятно, что эти изменения дали врачам возможность спасать украинцев в Украине.

Второе – это финансирование. Согласитесь, одного разрешения работать мало, кто-то должен платить за трансплантации. И конечно, что это не должны делать пациенты. Поэтому были просчитаны тарифы на трансплантацию, они утверждены, и государство в рамках пилотного проекта по трансплантации финансирует все трансплантации в Украине. В 2020 году на эти цели было предусмотрено 112 млн грн. На 2021 год мы добились увеличения финансирования до 0,5 млрд грн.

Третье – то, что меняем сейчас. Это отношение людей к трансплантации. В Украине, к сожалению, годами формировались мифы о "черных трансплантологах", до сих пор в соцсетях "гуляют" истории о "черных авто", которые похищают людей на органы, и о том, что трансплантацию делают только богатым. Но это тема для следующей колонки. Потому что мифы надо развенчивать.

А сейчас – информация о том, как можно попасть в лист ожидания в Украине.

С 1 января этого года в Украине начала работать огромная электронная база – Единая государственная информационная система трансплантации. И теперь поиск и сопоставление пары "донор – реципиент" происходят с ее помощью. Без человеческого фактора система сама автоматически осуществляет подбор пары, учитывая критерии срочности и место нахождения донорского органа. Это прозрачный процесс, и по такому принципу происходит поиск пары в соседней Беларуси, в Испании, которая является мировым лидером по трансплантации, в США и многих других странах. Поэтому в случае появления донорского органа его получает тот, кому он больше всего подходит и кому он неотложно нужен.

Это начало работать у нас, и теперь каждый, кто ждет трансплантации, должен быть внесен в эту базу. В центрах трансплантации есть трансплант-координаторы, которые должны наполнять "лист ожидания". Если вы не знаете, внесли ли вас в "лист ожидания" в базе, то целесообразно уточнить эту информацию в вашем центре трансплантации. Без наличия данных о реципиенте в этой базе трансплантация невозможна. Потому поиск осуществляется среди реципиентов, внесенных в систему.

Это касается трансплантации почек, печени, сердца, легких. Пока трансплантация легких еще не проводится в Украине, но в ближайшее время планируется ее начало. Команда врачей уже подготовлена, а также для первой трансплантации легких планируется привлечь еще и врачей из-за границы.

Вместо выводов.

С конца 2019 года в Украине после более чем 12-летнего перерыва начали проводить трансплантации сердца. За это время пересажено вдвое больше сердец, чем за все годы независимости нашей страны. За все органные трансплантации (как родственные, так и посмертные) платит государство. Чтобы получить шанс на донорский орган, необходимо попасть в лист ожидания в электронной системе.

Мы сделали процесс эффективным и прозрачным. А главное – мы начали спасать украинцев в Украине, развивая свою медицину.

Источник: "ГОРДОН"