Недооценивать врага во время войны – большая ошибка. Как бы мы ни смеялись над российской пропагандой, она работает

Задача российской пропаганды – внедрять мантру, что Украина – "фашистская" страна, где процветают антисемитизм и ксенофобия, считает политэмигрант из России, глава попечительского совета Объединения иудейских религиозных организаций Украины Павел Фельдблюм.

Это важный для меня текст. Очень жду обратную связь, реакцию моих друзей на эту инициативу.

"Коричневый лист" – против антисемитов, ксенофобов и антиукраинской пропаганды РФ.

(Общественная инициатива)

Недооценивать врага во время войны – большая ошибка. Как бы мы ни смеялись над российской пропагандой, она работает. Мощно, цинично и в ряде направлений достаточно эффективно. Это неудивительно: ресурсы закачиваются гигантские, враг не считается с затратами.

В частности, одна из его задач – внедрять в мировое общественное мнение пропагандистскую мантру о том, что Украина – "фашистская" страна, в которой процветают антисемитизм, ксенофобия. Что, мол, "не все так однозначно", а отсюда – что помощь Запада Украине в борьбе с Россией может быть ослаблена, сама ее необходимость поставлена под сомнение. Небескорыстных "понимателей" Путина, особенно в Европе, хватает, но им нужны идеологические подпорки для антиукраинской работы.

В ход идут давно прикормленные Кремлем "официальные" московские раввины, некоторые российские и даже украинские еврейские организации, израильские клоуны-"эксперты" типа Кедми и Эскина, даже еврейское происхождение пропагандиста Соловьева. В Украину забрасываются российские диверсионные группы, финансируются местные, готовые исполнить любой заказ, организуются дешевые провокации и дорогие провокации тоже, инспирируются антисемитские акции, которые информационно сопровождают ольгинские тролли-боты в сети.

"Еврейская карта" в гибридной войне с Украиной (а шире – с Западом) разыгрывается Россией вовсю, и пока мы объективно мало что можем ей противопоставить. Объяснение этому простое: положение, в котором оказывается Украина в данном вопросе, можно охарактеризовать как цугцванг.

Уровень толерантности, цивилизованности государства и общества определяется не столько наличием антисемитских проявлений, сколько реакцией общества и государства на них. Общественная реакция на антисемитизм в Украине – колоссальная: моментально включаются журналисты, блогеры, политики, депутаты различных уровней. Но и эту абсолютно здоровую реакцию кремлевские пиар-асы используют в своих целях: мантра об "украинском антисемитизме" под нужным соусом с помощью прикупленных ЛОМов и "фабрик" ботов разгоняется по сети.

И я тут отчасти понимаю, почему государственные институты в Украине не всегда комментируют инциденты, в которых явно просматривается участие заинтересованной стороны, хотя доказать это не всегда возможно. Провокации такого рода в Украине организуются часто, с заявлениями украинские лидеры могут выступать практически каждый день, а в таком случае это бессмысленно и даже контрпродуктивно. В результате на высоком уровне будет регулярно обсуждаться искусственно поднятая наверх тема, она попадет в топы новостей, а российской пропаганде это и нужно.

Эффективность правоохранительной системы в борьбе с ксенофобскими провокациями пока явно недостаточна, хотя, например, наемников, бросивших "коктейль Молотова" в здание львовской синагоги, поймали, и российские уши у них торчат во все стороны. Да, в Украине, как и во многих странах Европы, от Франции до Польши, есть доморощенные антисемиты, ксенофобы разных мастей. И, наверное, такие люди будут всегда. Что делать обществу? Примириться с ними? Сидеть сложа руки? Нет.

Оставим то, что эти люди говорят у себя на кухнях. А вот борьба с публичными проявлениями их "идеологии" должна быть жесткой, абсолютно бескомпромиссной. Но применительно к условиям, в которых сейчас находится Украина, в ситуации гибридной войны, борьба с антисемитизмом и ксенофобией должна быть еще и адресной, конкретной, а не размытой и популистской.

Чтобы вытравить антисемитизм в публичном пространстве, нужно бороться с реальными ксенофобами, антисемитами, которых нужно наказывать согласно закону и морально ставить на место, а не с "антисемитизмом вообще". Который подразумевается, что "победить невозможно", зато муссировать разговоры о нем, обвинять в нем "общество в целом" можно сколько угодно.

Это, конечно, если в борьбе с антисемитизмом и ксенофобией нас интересуют результаты, а не процесс.

Я абсолютно убежден, что базовое условие успеха борьбы с антисемитизмом в Украине – это его персонификация. У каждого ксенофобского проявления есть имя и фамилия, и они должны быть известны обществу, а их носители – жестко осуждаемы им. Я и мои друзья, единомышленники, граждане Украины разных национальностей, сделаем то, что в наших силах, чтобы реализовать это на практике.

Мы начинаем формировать так называемый Коричневый лист – поименный список антисемитов, ксенофобов (в том числе украинофобов), попасть в который за свои непристойные действия и высказывания станет позором, который будет трудно с себя смыть, – как в глазах граждан Украины, так и в глазах Запада. Попавшие в этот список приобретут публичное клеймо ксенофоба, антисемита. А кроме того, могут неожиданно для себя оказаться нежелательными гостями в цивилизованных странах.

Все решения о включении в "Коричневый лист" будут предельно взвешенными, они будут приниматься коллегиально – общественным комитетом, в состав которого войдут авторитетные, уважаемые в Украине люди.

Предлагаемый нами публичный репутационный механизм борьбы с ксенофобией будет эффективен лишь при поддержке со стороны украинского гражданского общества. При условии, что множество общественных и государственных институтов будут содействовать проекту – как на официальном, так и на моральном уровнях. Тогда каждый, попавший в "Коричневый лист", ощутит вокруг себя общественный вакуум.

Конечным результатом нашей общей работы мы видим то, что антисемиты и ксенофобы будут изгоями в украинском обществе, в не общество/государство – объектом дискредитации для них.

В то же время у каждого фигуранта "Коричневого листа" останется возможность его покинуть – публично извинившись, четко отмежевавшись от своих ксенофобских высказываний и действий. Эта процедура будет открытой, хотя и довольно сложной: все более или менее публичные фигуры в нашей стране, выбравшей путь в Европу, должны осознавать цену своим словам.

Точкой отсчета в составлении "Коричневого листа" станет момент оглашения состава членов общественного комитета, который мы сейчас формируем на базе инициативной группы, с привлечением авторитетных сограждан и независимых экспертов. Надеюсь, это случится довольно скоро, и тогда я через Facebook обращусь к своим друзьям, читателям, ко всем гражданам Украины с предложением присылать сюда либо на электронную почту информацию о зафиксированных вами случаях ксенофобии, об оскорбительных для национального достоинства высказываниях/публикациях, о проявлениях антисемитизма, заслуживающих, на ваш взгляд, реакции комитета.

Еще раз подчеркну, что наряду с антисемитизмом предметом нашего внимания будут любые ксенофобские проявления в отношении представителей любой этнической группы. Все обращения будут рассматриваться коллегиально и в соответствии с четкими критериями оценки ксенофобии/антисемитизма, которые выработает комитет "Коричневого листа".

Обо всех новостях, касающихся деталей формирования нашей организации, я буду информировать пока на своей странице. Давайте общаться, обмениваться мнениями, вместе бороться с российской пропагандой, работать на европейское будущее Украины.

Источник: Павел Фельдблюм / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора