Признать оценки европейских школ – этого достаточно, чтобы не потерять детей как украинцев

Фото: из личного архива

300 тыс. утраченных детей. Депутат Южанина шокировала цифрой детей, которых накануне нового учебного года вывезли из Украины [ее с трибуны парламента озвучил министр образования]. 300 тыс. наших юных граждан мы потеряли прямо сейчас. Это звучит так, как и должно звучать – как приговор нашей системе образования и государственной коммуникации по сложным вопросам. К сожалению, это почти навсегда потерянные дети украинских беженцев.

К счастью (как бы дико это ни звучало), это не дополнительные 300 тыс. к уже потерянным с 2022 года детям, а в основном те же дети. Почему министр озвучивает эти цифры так, чтобы они звучали так страшно?

Потому что министр образования откровенно манипулирует, делая из Министерства образования жертву, а не причину проблемы. На самом деле, в этом учебном году большинство наших семей в эвакуации и укрытии за рубежом вынуждены были принять сложное решение: продолжать дистанционное обучение в украинских школах или полностью сосредоточиться на учебе по месту эвакуации. Важная деталь – дети уже учатся в иностранных школах, и украинское дистанционное обучение является скорее данью своим школам, связью с родиной и попыткой сохранить язык и историю как базис идентичности.

Однако те, кто сталкивался с дистанционным обучением в такой ситуации, знают, что через два года оно стало обузой как для учителей в Украине, так и для детей за рубежом. Чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. Почему? Потому что у нас нет системного дистанционного обучения, адаптированного к реалиям. Все, что используют школы, или частично заимствовано из периода карантинов, или касается внешкольного индивидуального образования.

Казалось бы, за это время Министерство образования должно было навести порядок в системе дистанционного обучения для украинских детей за рубежом, учитывая реалии. Например, признать оценки европейских школ с возможностью переноса их в украинские аттестаты при условии сдачи зачета по украинскому языку, литературе и истории. Это три предмета, которые сохраняют идентичность и делают из украинцев украинцев. Единственные три предмета, которых нет за границей и которые действительно нужны нашим детям.

Но нет. Министерство сосредоточилось на разработке утопической платформы для полноценного дистанционного обучения, которое никому не нужно. Наши дети в Польше, Чехии, Франции (и дальше по списку) не будут учиться одновременно в местных школах и полноценно в украинских. Это утопия, самообман. Поэтому перед семьями встал вопрос выбора. Выбор, к которому их привело Министерство образования.

В итоге платформа не готова, и из-за упрямства и оторванности дежурного министерства от реалий мы потеряли 300 тыс. детей. Просто представьте: это больше, чем население Ровно. Или Луцка. Или многих других украинских городов.

А тем временем главный виновник с трибуны Верховной Рады снова делает из себя жертву, а депутаты шокируют нас реальностью.

Но главный вопрос – как будут наказаны виновные и что можно сделать прямо сейчас, пока не поздно? Если по поводу наказания виновных у меня есть уверенность в их абсолютной безнаказанности, то по поводу того, что делать – все ясно.

Следует отказаться от красивых, но оторванных от реальности идей и быстро ввести курсы украинского языка, литературы и истории для детей в эвакуации. Не записанные лекции, а именно онлайн-уроки. Где взять учителей? Это тоже очевидно. Многие активные учителя с оккупированных территорий уже здесь (а часть из них – в эвакуации в ЕС). Это те люди, которые могут и хотят работать.

Ну и, наконец, признать оценки европейских школ с их переносом в украинские аттестаты. Это все. Этого будет достаточно, чтобы если не вернуть детей, хотя бы не потерять их в будущем как украинцев. И чтобы они остались украинцами сознательно, с украинским образованием в придачу. Это минимум, который можно сделать без больших затрат и глобальных перемен. А уже потом двигаться дальше. В реальности, а не оторвавшись от нее. Возможно, в следующем году мы услышим о возвращении в Украину 300 тыс. детей. Иначе эта шокирующая цифра будет только расти, а мы продолжим терять. Все мы.

Источник: Андрющенко Time / Telegram

Опубликовано с личного разрешения автора