По новому закону 8 тыс. приходов УПЦ МП должны зафиксировать, что не связаны с агрессором. Представьте 8 тыс. заседаний религиеведов, 8 тыс. судов, а затем апелляции и кассации

Фото: Victor Tregubov / Facebook

Поскольку уже много людей попросили – лонгрид по церковному законопроекту. Решил писать без реверансов к людям, к которым в принципе хорошо отношусь, потому что вопрос реально стратегический.

Главное, что следует понять про закон о запрете УПЦ МП, – это не закон о запрете УПЦ МП. И не только потому, что формально он называется иначе – окей, мы все понимаем, о ком идет речь, когда говорим о церквях с центром в стране-агрессоре.

Нет. В первую очередь потому, что УПЦ МП в украинском законодательстве нет. Как нет и ПЦУ, УГКЦ и Адвентистов седьмого дня.

Потому что в украинском законодательстве каждая отдельная парафия, каждый отдельный приход, каждое отдельное религиозное сообщество является отдельным субъектом. То, что тысячи этих субъектов могут быть объединены во "франшизу", – это уже их внутренние дела. Формально они именно тысячи субъектов. Как гигантский супермаркет может быть зарегистрирован как несколько сотен ФЛП, и в чеках у вас будет именно так. Только в случае супермаркета – это серая схема налоговой оптимизации. А в случае церквей – это белая схема, и вообще так и должно быть. У нас закон "О свободе совести и религиозных организациях" очень демократичный.

Следовательно, согласно новому закону, каждый из этих приходов должен как-то зафиксировать, что не связан с государством-агрессором. Это в конце концов оценит специальная комиссия религиеведов от ГСЭСС (Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести), а затем, если оценит негативно, – закрывать религиозную организацию через суд.

В теории – красиво. На практике нам так не будет. Ибо этих приходов в УПЦ МП… на бумаге 12 тыс. с чем-то. На практике – да, а на глаз – тысяч восемь.

Вот теперь представьте 8 тыс. заседаний комиссий религиеведов. И 8 тыс. судов, на которых государство будет представлять ГСЭСС. А на самом деле не восемь, потому что апелляции, кассации, дополнительные суды по имуществу, еtc. Навскидку тысяч 20 судебных процессов по стране, а затем – Европейский суд по правам человека.

Могу ошибаться, но, кажется, юридический отдел ГСЭСС состоит из одного человека.

Ну вы поняли. Так почему же этот закон так активно продвигался?

Для оппозиции это политический пиар. Сначала продать обществу стратегически важный закон, а затем плевать во власть за то, что она его не выполняет в достаточной степени. То, что его невозможно выполнить в достаточной степени (и именно это было основной причиной, почему оппозиция не лезла в эти авгиевы конюшни, пока еще была властью), – приятный бонус.

В защиту законопроекта и авторов, однако, следует отметить, что любой законопроект с подобным заданием столкнулся бы с теми же проблемами. То есть здесь вопрос не в том, что что-то не так написано. Вопрос в том, что эту сферу, как ни крути – повсюду афедрон.

Для власти в принципе тоже можно на пиар повернуть. По крайней мере на первом этапе. Армия, язык, вера, говорите? А мы тоже в это умеем, фить-ха!

Активно поддерживали этот закон отдельные епископы ПЦУ (по совместительству – именно те, которые являются теми же "нашими источниками в ПЦУ" буквально всех украинских журналистов, кроме узкопрофильных). Ибо здесь, во-первых, сугубо эмоционально приятно оказаться по другую сторону государственной дубинки относительно того, как было годами. А во-вторых, явно тлеет надежда, что после этого законопроекта можно будет потребовать от власти загонять священников УПЦ МП в ПЦУ пинками. Причем желательно без епископов (их в УПЦ МП просто количественно больше, и при попытке их "съесть" ПЦУ сама себя им скормит).

Короче, и волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память. Сейчас всем хорошо, а в будущем страны – немного мутотень.

Потому что, что сейчас может быть? Зависит от того, как себя поведет УПЦ МП в те девять месяцев, которые закон дает на адаптацию. Давайте-ка, набросаю сценарии.

1. "Стоим в вере". То есть делаем вид, что ничего не произошло. За девять месяцев начинаются судебные процессы и долгая головная боль для всех вовлеченных сторон.

2. Переход в ПЦУ. Кто-то обязательно перейдет, но, вангую, это не будет обвальный переход всех тысяч приходов. Представьте, что вы 30 лет рассказывали слушателям со сцены, что этот пан – скотина, а потом вам с той же сцены говорить, что "ошибочка вышла". Людям такое тяжело.

3. "Снова разрываем отношения с Москвой". Публичное письмо на патриарха Московского – так вот и так, вы нам больше не предстоятель, аривидерчи, то есть многая лета.

4. "Смена крыши". Извините за нецерковный термин, в церковных терминах "крыша" будет "омофор". Самая интересная схема, которая на самом деле является не четвертым пунктом, а скорее пунктом 3.5. Ибо прямо следует из третьего. Окей, с Москвой, они действительно могут разорвать отношения. А дальше как? Существование в качестве непризнанной юрисдикции? Вряд ли.

Есть альтернативные варианты. Да, отдельные приходы на Буковине уже подстилают соломку и готовятся, если что, перейти под омофор Румынской православной церкви. По крайней мере формально. Румыния ведь у нас не страна-агрессор? Ну и здорово.

Ирония в том, что другие тоже могут. Светское законодательство не запрещает. С каноническим труднее, ПЦУ будет очень обижаться, что другие церкви зашли на их каноническую территорию… но ничего сделать не сможет.

Здесь, впрочем, важно, какие церкви. Есть церкви пророссийские, есть нейтральные церкви (румынская, кстати, еще нейтральная), есть церкви проукраинские (греческие церкви, в первую очередь Вселенский патриархат). С точки зрения того же Вселенского патриархата, епископы УПЦ МП – его собственные заблудшие овцы (потому что ослушались пастыря и не пришли на Объединительный собор). Поэтому возможен вариант, при котором часть из епископата УПЦ МП покается и останется в "серой зоне", – Константинополь не будет признавать их какой-либо отдельной структурой, но будет принимать их таинства.

5. "Второй Томос для УПЦ МП". На самом деле вообще не вариант, а вброс от начала и до конца. Канонически невозможно, политически самоубийственно – вспоминаю здесь только потому, что ко мне с этим вопросом несколько человек подходило. Плюньте каку.

Вот такая общая сумма. Что я вангую?

В пользу первого варианта говорит тот мощный довод, что всегда проще ничего не делать. Даже когда сковорода под твоим афедроном начинает краснеть. Но надеюсь, так не будет.

Итак, наиболее вероятным – и оптимальным – считаю такую схему. Священноначалие УПЦ МП таки декларирует разрыв отношений с МП. Часть приходов идет в ПЦУ, основная часть либо пытается отсидеться за декларацией о неподчиненности Москве, либо присоединяется к другим церквям (хорошо, если в статусе отдельных приходов договаривается о сопричастии с Вселенским патриархатом, проблемно – если присоединяется как структурная автономия к какой-то околороссийской автокефальной церкви). Наиболее радикально пророссийских поборет СБУ, потому что такова ее работа.

Где-то так. Сори, если много буков.

Источник: Victor Tregubov / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора