Экономист Устенко: В проекте Налогового кодекса Минфина заложен колоссальный риск роста теневой экономики G

Олег Устенко: Минфин предлагает повысить НДС на лекарства с 7% до 20%. Это удар по пожилым людям
Фото: bprice.ua
Проект Налогового кодекса, разработанный Министерством финансов, не поможет украинской экономике сделать прорыв, считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Версию налоговой реформы, предложенную Верховной Радой, он оценил позитивно.

Проект Налогового кодекса, который предлагает правительство, не вносит кардинальных изменений в состояние экономики Украины – такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" высказал экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

"Версия Налогового кодекса Минфина – никакая, бюрократическая. Ее принятие не сделает серьезного прорыва в украинской экономике, продолжится топтание на месте", – считает он.

"В этом проекте заложены колоссальные скрытые риски того, что уровень теневой экономики может увеличиться. А она и так, по оценкам чиновников, занимает 50% – то есть в тени работают столько же предприятий, сколько на свету", – добавил он. 

Одним из главных недостатков проекта Налогового кодекса экономист считает введение 20% налога на добавленную стоимость (НДС) для сельскохозяйственных производителей.

"Это толкнет их в тень. Сейчас украинское сельское хозяйство на фоне других отраслей выглядит относительно неплохо и помогает смягчить падение экономики. Если введут НДС 20%, многие даже могут закрыть свои аграрные проекты", – предполагает он.

Также эксперт раскритиковал повышение ставки НДС на лекарственные средства с 7% до 20%. 

"На фоне того, что рост доходов населения закладывается на уровне 12%, то есть фактически корректировка идет только на уровень инфляции, а реальные доходы не увеличатся, подорожание лекарств очень сильно скажется на людях. Основные потребители медпрепаратов  – пожилая возрастная группа. Они и так с трудом выживают, и лекарственные средства занимают большую долю в их потребительской корзине. Повысить НДС – выбить их из колеи. Это либо заставит их сократить потребление продуктов, либо отказаться от оплаты коммунальных услуг", – сказал Устенко.

"Мировой опыт говорит, что большая часть стран, даже развитых, НДС на медпрепараты держит минимальным, либо даже на уровне нуля. Если украинское правительство решило ставку НДС поднять с 7% до 20%, то оно ударит по тем, кого и так била жизнь, и социальное недовольство будет колоссальным", – убежден экономист.

Он положительно отозвался о проекте Налогового кодекса, который разработала Верховная Рада.

"Налоговый кодекс, предлагаемый Радой, мне кажется очень толковым. В нем снижены налоговые ставки, для Украины более целесообразно было бы иметь совершенно либеральное налоговое законодательство. Но при этом возникает проблема: в течение первых 6–12 месяцев после его введения страна может испытывать определенные трудности из-за резкого уменьшения доходной части бюджета. Но после переходного периода она увеличивается гораздо выше того уровня, с которого начиналось реформирование. Во всех странах с подобным опытом так было", – рассказал эксперт.

По его мнению, сложный период Украина могла бы пережить, используя международную финансовую помощь, в частности от Международного валютного фонда (МВФ).

"Если бы с 1 января 2016 года начал действовать новый либеральный кодекс, то налоговые поступления должны были бы увеличиться только в середине года. Как пережить период, когда доходы бюджета снижаются, а расходы повышаются? Самый простой способ – убедить западных партнеров в том, что Украина нуждается в бриджевом или, как его еще называют, мостовом финансировании, которое могло бы обеспечить нормальную жизнь на эти 6-12 месяцев. Я считаю, что можно было в этом убедить и МВФ, и Мировой банк, и ЕБРР, и индивидуально некоторые страны, в частности, Германию", – отметил Устенко.

По его словам, сейчас вести переговоры о помощи на первое полугодие 2016 года уже поздно.

"Игру надо было вести на двух шахматных досках – внутри страны, подготавливая законопроекты, и на внешнем уровне, ведя переговоры с международными финансовыми институциями. Этого не было сделано. И это вызывает непонимание, как минимум у МВФ: Украина не приняла новый бюджет, тогда как должна была принять его, основываясь на тех параметрах, под которыми она сама подписывалась и предлагала МВФ, я имею в виду прежде всего дефицит системы государственных финансов. И о бриджевом финансировании надо было думать не в декабре, а раньше", – сказал он.

"Я вижу два варианта выхода из сложившейся ситуации: или делать какую-то усредненную оптимальную версию двух кодексов, при которой можно будет обеспечить сотрудничество с МВФ, и с января начинать с ним серьезные обсуждения нового Налогового кодекса. Или же принять кодекс, предложенный Верховной Радой, но так, чтобы он вступил в силу не сразу, а в середине или в конце следующего года. А на период, пока он не вступит в действие, создать какие-то усредненные переходные положения", – подытожил Устенко.

2 декабря Кабинет Министров отложил утверждение проекта Налогового кодекса и проекта госбюджета на 2016 год, который базируется на этом кодексе, для дополнительных консультаций с парламентскими фракциями.

3 декабря в Международном валютном фонде заявили, что не исключают приостановку сотрудничества с Украиной из-за разногласий в вопросах государственного бюджета на 2016 год. В МВФ считают, что бюджетная политика Украины не соответствует целям, которые были согласованы в программе между Украиной и фондом.