Украина побеждает в экономической войне против РФ – The Economist
Экономика Украины в целом перестроилась, чтобы ориентироваться в реалиях военного времени. Об этом пишет The Economist 19 декабря.
Она остается на четверть меньше, чем в 2021 году, но впервые с 2022 года, после начала полномасштабного вторжения, она здоровее, чем у страны-агрессора России, в некоторых ключевых отношениях, говорится в публикации.
Центральный банк Украины прогнозирует рост ВВП на 4% в 2024 году и на 4,3% в 2025 году. Валюта стабильна, а процентные ставки на уровне 13,5% остаются близкими к самым низким за последние 30 месяцев. В то же время в России ставки вскоре должны достичь 23%, чтобы остановить падение рубля, а ВВП должен вырасти всего на 0,5–1,5% в 2025 году.
Тем не менее Украина сталкивается с серьезными вызовами: эскалацией войны, сокращением внутренних ресурсов и влиянием избранного президента США Дональда Трампа, пишет The Economist.
После того, как в 2023 году Россия отказалась продлевать "зерновое соглашение", Украина открыла собственный морской коридор, обеспечив его безопасность дронами и ракетами. Это позволило возобновить не только поставки зерна, но и металлов и минералов, которые являются вторым по важности экспортом страны. Благодаря этому и западной помощи Украина получила возможность продолжать борьбу, говорится в публикации. Однако сейчас начинается новая фаза, во время которой экономика сталкивается с самыми большими вызовами: острым дефицитом энергии, человеческих ресурсов и финансов.
Несмотря на постоянные ремонтные работы, страна может рассчитывать менее чем на половину из 36 ГВт генерирующих мощностей, которые она могла использовать до войны. И в последнее время атаки России возобновились. Тем не менее страна стала лучше подготовлена к подобным потрясениям, сказано в статье. В декабре Украина увеличила пропускную способность импорта электроэнергии из ЕС почти на четверть – до 2,1 ГВт.
Вторая проблема, и самая острая, – это нехватка рабочей силы. С 2022 года мобилизация, миграция и война привели к сокращению рабочей силы более чем на одну пятую, до 13 млн человек.
Еще одна проблема – нехватка денег. Малым фермам и предприятиям трудно одолжить достаточно средств для финансирования своей деятельности. Долгосрочные капиталовложения почти невозможны. Государство тратит больше средств, чем получает в бюджет, указывает The Economist. В 2025 году его бюджетный дефицит, по прогнозам, составит около 20% ВВП. Правда, почти весь этот дефицит – $38 млрд – будет профинансирован из внешних источников.