Адвокат Козаченко: Права человека нарушает не закон о люстрации, а бездействие наших судов, самоустранившихся от правосудия
Решение ЕСПЧ, касающееся люстрации в Украине, подлежит обжалованию украинской стороной, сказала в комментарии изданию "ГОРДОН" адвокат, соучредитель Общественного люстрационного комитета Татьяна Козаченко.
Права человека нарушает не закон о люстрации, а бездействие украинских судов, самоустранившихся от правосудия. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразила адвокат, соучредитель Общественного люстрационного комитета Татьяна Козаченко, комментируя решение Европейского суда по правам человека, признавшего нарушенными права пяти люстрированных украинских чиновников.
"Комментировать решение ЕСПЧ преждевременно, потому что оно вышло только 17 октября, в нем более 50 страниц. Необходимо тщательно с ним ознакомиться. Важный момент: это решение подлежит обжалованию украинской стороной. Доводы и пояснения, которые будут предоставлены, точно так же тщательно ЕСПЧ изучит. Есть ряд вопросов, которые много раз поднимались, в том числе мною, департаментом по вопросам люстрации – о нарушении прав людей на справедливое рассмотрение дел в разумные сроки судебными инстанциями. Речь о том, что суды приостановили рассмотрение дел о люстрации на годы, фактически самоустранились от исполнения обязанностей осуществлять правосудие", – отметила Козаченко.
По ее словам, фактический отказ судов рассматривать дела – это проблема украинского правосудия.
"Чиновников могли уволить как в соответствии с законом об очищении власти, так и с его нарушением, неправильно применить норму закона или нарушить процедуру. Суды фактически отказались рассматривать эти дела, затянули их. В этом – нарушение. Это реальная проблема украинского правосудия. Не только экс-чиновники, но и остальные лишены права на справедливый суд. Судебные дела не рассматриваются в разумные сроки. Это не недостаток закона о люстрации, не недостаток самих людей, а реальная проблема судебной системы Украины, и в том числе – судей, которые уклонялись от исполнения своих обязанностей, фактически самоустраняясь от осуществления правосудия", – заявила адвокат.
Она подчеркнула, что украинская сторона должна собрать все необходимые документы и доводы, чтобы доказать в ЕСПЧ свою правоту.
"Человек не может ждать месяцы и годы в подвешенном состоянии. Он имеет право знать, законно ли его уволили. Интересен тот факт, что в редких, исключительных случаях относительно самых высокопоставленных лиц такие дела все же рассматривались и суды выносили решения о восстановлении в должности этих чиновников. Такие судебные решения говорят об избирательности и управляемости судебной системы Украины, которая не действовала по отношению ко всем истцам одинаково. Повторю, это не проблема закона, а проблема судей. Что касается нарушения прав на частную жизнь, этот вопрос подлежит оценке. Решение должно быть изучено и украинская сторона должна сделать все возможное, собрать доводы, документы и предоставить их суду, чтобы тот мог их оценить и чтобы окончательное решение было обоснованным и непредвзятым", – резюмировала Козаченко.
Закон о люстрации начал действовать в октябре 2014 года. Он ограничивает право для высокопоставленных чиновников времен президента Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 5–10 лет.
20 января 2015 года 47 депутатов Верховной Рады подали в Конституционный Суд Украины представление о проверке положений закона на соответствие Конституции. Еще два представления подал Верховный Суд Украины. Все три представления объединены в одно конституционное производство. Конституционный Суд несколько раз откладывал рассмотрение этого представления. 4 июля 2019 года суд приступил к рассмотрению вопроса.
В Минюсте заявили, что если Конституционный Суд Украины признает неконституционным закон "Об очищении власти", на свои должности смогут вернуться более 900 люстрированных чиновников.