Фейгин о деле Карпюка: Это месть, ФСБ ненавидит бандеровцев
Для ФСБ РФ "дело чести" – пытки одного из лидеров УНА-УНСО и заместителя лидера партии "Правый сектор" Николая Карпюка и отправка его в "какую-нибудь полярную колонию", сказал изданию "ГОРДОН" российский адвокат Марк Фейгин.
В деле украинца Николая Карпюка, суд над которым проходит в Чечне, было мало публичности, и это уменьшает шансы на международную поддержку узника. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил российский адвокат Марк Фейгин.
"В свое время ко мне обратился Мустафа Джемилев, познакомил меня с женой Карпюка Аленой, которая наняла меня, а я уже пригласил адвоката Николая Полозова. Это было еще в 2014 году. Карпюка в России нашли именно мы – искали, в каком СИЗО он находится под следствием в качестве обвиняемого, были в суде, много чего было – предпринимали попытки помочь ему. Через полгода нам пришла бумага, что Карпюк отказывается от нас как от адвокатов. Потом выяснилось, что он сделал это под давлением, он сам об этом сказал, когда мы приносили документы следователю. Судьба Карпюка мне не безразлична, я периодически общаюсь с его супругой", – рассказал он.
Фейгин уточнил, что с делом украинца Станислава Клиха, которого судят вместе в Карпюком в Грозном, детально не знаком. "Делом Клиха я не занимался, точно не могу сказать, что там и как, но предполагаю, что ситуация в целом похожая", – отметил он.
По мнению адвоката, о деле Карпюка было мало известно широкой общественности, и это уменьшает шансы на международную поддержку политзаключенного.
"О деле мало говорили. При том, что националистов хуже поддерживают и международные правозащитные организации, и западные политические объединения. В Европе и США к националистам относятся с большим пристрастием. Этот фактор надо было учитывать, объяснять, что дело – месть ФСБ, которая ненавидит бандеровцев. Ведь Карпюк один из лидеров УНА-УНСО, где почетным председателем является сын Шухевича – Юрий. Для ФСБ дело чести – и пытки Карпюка, и отправка его в какую-нибудь полярную колонию", – убежден Фейгин.
Карпюк воевал на стороне Грузии во время конфликта с Россией. Вы же понимаете, что значит для Кремля такой человек
"Это принципиальный вопрос – осудить бандеровца. Вы знаете, что Карпюк воевал на стороне Грузии во время конфликта с Россией? Вы же понимаете, что значит для Кремля такой человек", – добавил он.
Он предполагает, что Карпюку "дадут пожизненное заключение, так как суд присяжных не нашел оснований для снисхождения, а для Клиха нашел, значит, он, скорее всего, получит лет 25".
"Международная поддержка могла бы помочь спасению Карпюка и Клиха. Надо было сразу подключать МИД Украины и президентские структуры, а это было сделано в последний момент, когда суд уже шел. С точки зрения политической защиты, тактики которой я придерживаюсь, нужно было требовать, чтобы и суд, как и все дело Карпюка, не происходил в Грозном – ему нельзя доверять. Мы знаем, как происходят в России суды по политическим делам, а уж в Чечне – тем более", – сказал адвокат.
Он подчеркнул, что "о Карпюке в Украине никто не слышал до осени прошлого года".
"Адвокаты Дока Ицлаев и Марина Дубровина – не политические, они в делах по украинцам раньше не участвовали, а Илья Новиков участвовал. Получается, что в тех делах, в которых я не участвую, шансов никаких, потому что некому громко говорить о том, что система прогнившая, осуждает без всякого суда", – заявил Фейгин.
Он сравнил позицию защиты Карпюка с делом украинской летчицы Надежда Савченко, осужденной в РФ. "В деле Савченко мы изначально исходили из того, что обвинительный приговор предрешен и дадут большой срок – не строили никаких иллюзий. В деле Карпюка понадеялись, что суд присяжных решит более объективно. Но сейчас в России суд присяжных по политическим делам ничем не отличается от обычных судов. Я знаю, как собирается коллегия, как удаляются оттуда независимые люди, которые готовы объективно смотреть на дело. Кроме того, адвокаты Карпюка понимали, что дело будет рассматриваться в Грозном, и что такое Кадыров и его суды, тоже понимали – на этот счет нет иллюзий. Приговор был предсказуем", – отметил он.
В делах, где я не участвую, шансов никаких – некому громко заявлять, что судебная система РФ прогнившая
Фейгин подчеркнул, что "адвокаты Карпюка в прениях сторон заявили, что не оказывалось вообще никакого давления на сторону защиты".
"А разве все это не давление: возбуждение уголовного дела против Веры Савченко – общественного защитника Карпюка; попытка выведения адвокатов из дела и замена их адвокатами по назначению, так называемыми госадвокатами; нападение на украинского консула, который приехал в Грозный навестить Карпюка и Клиха и получил по лицу, когда возле гостиницы избивали российского правозащитника Каляпина. По этому поводу МИД Украины направил ноту протеста. Как можно считать все это законным?", – возмутился он.
Адвокат сообщил, что "есть документы, подтверждающие, что ни Карпюка, ни Клиха не было в Чечне в тот период, в который им приписывают вину". "Обвинения взяты с потолка, их невиновность более, чем очевидна. С точки зрения политической защиты нужно было торпедировать суд, говорить, что хоть суд присяжных, хоть суд коронного судьи предсказуем и незаконен в силу того, что следствие незаконно. Де-факто, что Клиха, что Карпюка похитили, просто это произошло уже после того, как они пересекли границу, на территории РФ", – сказал Фейгин.
"Я был очень удивлен, прочитав цитаты адвокатов на прениях сторон – они ломают всю картину. Если никто не оказывал давления и процессуальных нарушений не было, то какие проблемы?", – добавил он.
По его мнению, "люди в Украине не знают специфику суда присяжных – обжаловать их вердикт по существу нельзя, можно обжаловать только процессуальные нарушения, которые имели место".
"В этом отличие от единоличного рассмотрения судьи – в таком случае можно подавать апелляцию, чтобы обжаловать вердикт по существу. А если сами адвокаты говорят, что нарушений не было, то какой шанс на обжалование? Виновность уже не оспаривается, это финальное решение. Во второй инстанции можно обжаловать только нарушения. Нельзя было думать, что суд присяжных лучше, чем суд коронного судьи", – считает он.
Фейгин отметил, что "выступления адвокатов отражены в стенограмме, останутся в материалах дела и перейдут в следующую инстанцию и станут основанием для отказа в любых доводах относительно процессуальных нарушений".
Из-за пожизненного приговора будут процессуальные сложности с выдачей Карпюка Украине
"Им скажут: "Если никто на вас не давил, не было нарушений, значит, нет оснований для пересмотра", – уверен он.
По словам адвоката, "сейчас решение судьбы Карпюка находится только в политической плоскости".
"Из-за пожизненного приговора будут процессуальные сложности с его выдачей по Конвенции. Нужно вести переговоры, можно попытаться обменять всех на всех. Я надеюсь, что когда Савченко окажется в Украине, она будет рассказывать о таких людях как Карпюк и Клих, ее голос будет хорошо слышен", – подытожил Фейгин.
19 мая в Грозном коллегия присяжных признала украинцев Николая Карпюка и Станислава Клиха виновными в преступлениях во время Чеченской войны. Теперь оценку этому вердикту должен дать судья.
Один из лидеров УНА-УНСО и заместитель лидера партии "Правый сектор" Карпюк был задержан в марте 2014 года в Брянской области России. По словам украинца, он ехал в РФ на встречу с окружением Владимира Путина якобы для обсуждения возможности непроведения в Крыму нелегитимного референдума. Клих был задержан в августе 2014 года в российском городе Орел, куда приехал посетить подругу. По словам родственников Клиха, в студенческие годы он тоже был членом партии УНА-УНСО.
Карпюка и Клиха с 26 октября 2015 года судят в Верховном суде Чечни. В обвинительном заключении говорится, что Карпюк руководил отрядом "Викинг", сражавшимся против российской армии в Чечне. Якобы его подчиненный Клих 22 года назад лично убил четырех российских военных, а бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк, входивший в отряд, стрелял по россиянам из автомата Калашникова порядка десяти раз. Оба украинца все обвинения отвергают. По их словам, они никогда не были в Чечне и не участвовали в боевых действиях.