Холодницкий заявил, что НАБУ необходимо отстранить от расследования дела "Укроборонпрома"
Правоохранительные органы, не запятнанные в деле о махинациях с поставками на оборонные заводы, – это Специализированная антикоррупционная прокуратура, Нацполиция и Госбюро расследований, а НАБУ не имеет "морального права" вести уголовные производства по этой теме. Такое мнение высказал глава САП Назар Холодницкий.
После обнародования данных о связях руководителей и детективов Национального антикоррупционного бюро с фигурантами дела о махинациях в оборонном секторе НАБУ нужно отстранить от участия в расследовании. Об этом в интервью "Цензор.НЕТ" заявил глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий.
"Не буду уподобляться некоторым и призывать к отставкам. Сейчас надо сесть и с холодной головой и горячим сердцем продумать механизм дальнейшего расследования. Учитывая, что в этом расследовании единственные, кто не запятнаны, – это САП, полиция и Государственное бюро расследований, наверное, надо думать нам. Скажем, надо подумать о совместных группах с ГБР. НАБУ точно не имеет никакого морального и юридического права расследовать эти дела", – сказал Холодницкий.
Он предположил, что НАБУ стоит за попытками скомпрометировать САП, целью которых было уменьшить общественный контроль за действиями сотрудников бюро.
"Теперь я понимаю, почему нам НАБУ рассказывало басни, натравливало различных активистов на САП. Людям говорили, что САП все сливает и тормозит, а на самом деле активистов и даже дипломатов примитивно вводили в заблуждение с единой целью – избавиться от прокурорского надзора. Зачем? Бигус (руководитель телепроекта "Наші гроші" Денис Бигус. – "ГОРДОН") показал, зачем – чтобы НАБУ можно было договариваться с кем угодно о чем угодно и ни за что не отвечать", – возмутился глава антикоррупционной прокуратуры.
25 февраля 2019 года программа "Наші гроші з Денисом Бігусом" опубликовала первые две части расследования о хищениях в оборонном секторе Украины. По данным журналистов, фигуранты схемы заработали минимум 250 млн грн во время войны на Донбассе. Журналисты утверждают, что участники группы посредством фирм-"прокладок" скупали контрабандой подержанные запчасти к военной технике в России и в два – четыре раза дороже перепродавали их заводам "Укроборонпрома". Такой "прокладкой" выступал в том числе завод "Кузница на Рыбальском", который до 2018 года принадлежал президенту Украины Петру Порошенко.
Согласно расследованию, в схеме участвовали тогдашний первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олег Гладковский, его сын Игорь, бывший сотрудник государственного концерна "Укроборонпром" Виталий Жуков, директор компании "Оптимумспецдеталь" Андрей Рогоза, а также нынешний глава "Укроборонпрома" Павел Букин. Фирма Рогозы "Оптимумспецдеталь" называлась ключевым звеном схемы.
В следующей части расследования говорилось, что из-за действий коррупционеров Украина чуть не сорвала подписанный в 2016 году контракт по ремонту самолетов Ан-26 для Казахстана. По подсчетам журналистов, чистыми организаторы схемы поставок контрабандных узлов получили $300 тыс.
В заключительной части расследования программы "Наші гроші", которая вышла 11 марта, говорилось, что Национальное антикоррупционное бюро при посредничестве внештатного агента Евгения Шевченко вычеркнуло фирму "Оптимумспецдеталь" из перечня фиктивных, что позволило ей продолжить сотрудничество с госконцерном "Укроборонпром", в частности, продать танковые прицелы на Харьковский бронетанковый завод по значительно завышенной цене. Журналисты также рассказали, что друг Рогозы, сотрудник Службы безопасности Украины Дмитрий Москаленко за вознаграждение обещал улаживать претензии, возникавшие у контрразведки к деятельности контрабандистов. Авторы программы утверждают, что военная прокуратура трижды начинала и прекращала (вероятно, за незаконное вознаграждение) расследование по контрактам "Оптимумспецдетали" с оборонными предприятиями.
7 марта директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник сообщил, что его ведомство открыло два уголовных производства на основании материалов расследования программы "Наші гроші", а также провело около 20 обысков, в том числе по месту жительства Гладковских. По словам Сытника, в расследованиях фигурируют 10 предприятий, которые входят в структуру "Укроборонпрома", убытки составляют около 1 млрд грн.
Генеральный прокурор Юрий Луценко утверждал, что материалы следствия, включая переписку с телефона директора компании "Оптимумспецдеталь" Рогозы, были переданы НАБУ еще в 2017 году, но в бюро им не давали ход.