Ключевой свидетель в деле Ефремова: От встречи с Луценко я отказался. Побрезговал. У меня к нему один вопрос: когда из СИЗО выпустят добровольцев?
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко готов был дать личные гарантии безопасности свидетелю по делу экс-регионала Александра Ефремова – заместителю командира батальона "Торнадо" Николаю Цукуру. Боец заявил "ГОРДОН", что несмотря на угрозы, связанные с показаниями в деле Ефремова, отказался от помощи официальных правоохранителей.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко приглашал к себе на встречу ключевого свидетеля в деле экс-главы фракции Партии регионов Александра Ефремова – заместителя командира добровольческого батальона "Торнадо" Николая Цукура, который пятый месяц содержится в киевском Лукьяновском СИЗО. Об этом Цукур заявил в интервью интернет-изданию "ГОРДОН". По словам добровольца, генпрокурор готов был дать ему личные гарантии безопасности при даче показаний по делу Ефремова.
"Во время дачи прямых показаний против Ефремова мне предложили встречу с генпрокурором, чтобы он лично дал гарантии относительно моей безопасности. Я отказался. Никто не сможет защитить меня лучше, чем мои побратимы по батальону", – убежден Цукур.
Торнадовец подчеркнул, что следователи Генпрокуратуры предлагали ему выйти из СИЗО в обмен на показания. По словам добровольца, он из тюрьмы выходить отказался, но показания против Ефремова все равно дал.
"Я отказался от сделки со следствием, чтобы не дать повода адвокатам Ефремова этим воспользоваться: мол, Цукур пытается избежать уголовной ответственности и потому оговорил нашего клиента. Кроме того, мне не хотелось давать Матиосу (главный военный прокурор. – "ГОРДОН") повод заявлять с телеэкранов: боец "Торнадо" пытается себя оправдать", – объяснил Цукур.
На вопрос о возможных угрозах его жизни и здоровью в связи с участием в громком деле бывшего влиятельного регионала боец ответил, что "угрозы уже не имеют значения. За последние два года угроз в мой адрес не уменьшилось. Весной 2014 года мои данные появились на сайтах "ЛНР" и "ДНР" в списках "карателей", я был вынужден вывезти семью из родного Перевальска из-за угроз террористов. Больше года участвовал в АТО, был в Дебальцево, останавливал контрабанду, тогда мне стали поступать угрозы от главного милиционера Луганской области Анатолия Науменко".
Торнадовец также добавил, что не ждет никаких гарантий от действующей украинской власти, которая, по его мнению, целенаправленно сажает добровольцев АТО.
"Не верю ни Луценко, ни Порошенко, ни тем более судьям и прокурорам. Поэтому ни от кого из официальных органов не хотел гарантий. Я дал показания, чтобы мои дети знали: их отец сделал все что мог для наказания виновных в войне на Донбассе. Юрий Витальевич как-то сказал, что все добровольцы должны быть на свободе. Но подчеркнул: это не значит прекратить уголовные дела против них, но нельзя их годами держать в СИЗО, пока идет следствие. Буквально через пару дней после такого заявления генпрокурора торнадовцам опять продлили меру пресечения, теперь до 2 сентября 2016 года. Продлили заочно: нас из СИЗО на заседание не доставили, наших адвокатов не пригласили. Суд сам собрался с прокурорами и все порешал", – рассказал Цукур.
"От встречи с Луценко я отказался. Побрезговал, – заявил замкомбата "Торнадо". – У меня к нему только один вопрос: когда из СИЗО выпустят добровольцев? Ведь ни одного добровольца, в отличие от "високопосадовців" вроде Ефремова, с самолета, следующего за границу, не сняли. Да и куда добровольцы убежать могут? Максимум – на фронт".
Ключевой свидетель в деле Ефремова Цукур: ГПУ предложила выпустить меня из СИЗО в обмен на показания. Показания дал, но СИЗО покидать отказался. Полная версия интервью
1 августа 2016 года Печерский районный суд Киева арестовал Александра Ефремова на два месяца. Бывший глава парламентской фракции Партии регионов будет находиться в СИЗО минимум до 28 сентября.
Генпрокуратура выдвинула Ефремову подозрения по статьям: посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, приведшее к гибели людей или другим тяжким последствиям; создание террористической организации "ЛНР"; присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением.
Больше года назад, 17 июня 2015 года, в Луганской области были задержаны первые несколько бойцов "Торнадо", включая командира роты Руслана Онищенко. Для всех суд избрал меру пресечения в виде ареста без залога. 18 июня глава МВД Арсен Аваков подписал приказ о расформировании роты. На сегодняшний день в Лукьяновском СИЗО Киева содержатся 12 торнадовцев. 7 октября 2015 года при попытке задержания был убит боец роты Виталий Дьякон с позывным Толстый.
По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, задержанные бойцы подозреваются в похищении людей в зоне АТО и пытках. В "Торнадо" обвинения военного чиновника категорически отвергают, подчеркивая, что уголовные дела против бойцов роты появились сразу после того, как добробаты начали останавливать поезда с контрабандным углем, металлом и лесом, ежесуточно курсирующие через линию разграничения.
О масштабной контрабанде в зоне АТО в мае прошлого года в интервью "ГОРДОН" подробно рассказывал заместитель комбата "Торнадо" Николай Цукур. В интервью нашему изданию, а также на ток-шоу "Шустер LIVE" Цукур напрямую обвинил своего тогдашнего руководителя, начальника Главного управления МВД в Луганской области генерал-лейтенанта Анатолия Науменко в "крышевании контрабанды и бизнес-сотрудничестве с боевиками". Через сутки после эфира дом Цукура в оккупированном Перевальске в Луганской области сожгли неизвестные.
10 марта 2016 года замкомбата "Торнадо" Николая Цукура арестовали и объединили его дело с делом ранее задержанных торнадовцев.
3 июня 2016 года на судебное заседание по "Торнадо" не пустили представителей народного депутата от "Батьківщини" Надежды Савченко. На следующий день к "Торнадо" запретили пускать журналистов, хотя до этого СМИ всегда давали 30 минут перед началом заседаний пообщаться с бойцами. Позже на заседание также не допустили народного депутата от Радикальной партии Андрея Лозового и нардепа от "Самопомочі" Семена Семенченко. Торнадовцы уверены, что запрет связан с "боязнью военной прокуратуры лишнего шума".